Работа театральной студии для детей с ОВЗ

Разделы: Дополнительное образование


Театр не просто место, где помогают ребенку познать мир, заразить его добром, желанием выразить свои мысли и услышать других. Здесь развивается тяга к творчеству. На занятиях я говорю не только об истории театра, но и о живописи, истории костюма, о психологии человеческих отношений.

Театрализованные игры очень нравится студийцем. Через игру, фантазию, импровизацию юные артисты познают жизнь. Я, как педагог, стараюсь разбудить в ребёнке позыв к творчеству. Мои студийцы не станут актерами, но интерес к творчеству поможет им в любом деле. В душе у них что-то меняется, они по другому ощущают себя в обществе, более нужными, раскрепощёнными. Замечаю, как меняется у них стилистика разговоров, без сленга. Старюсь привить детям хороший театральный вкус, ставим в основном классику, где звучит хорошая русская речь. Воспитательные задачи: приобщать ребенка к искусству театра, истории, укрепить чувство дружбы, взаимопомощи. Надо давать детям возможность почувствовать себя успешным.

Каждое занятие состоит из двух частей. Обязательный актерский тренинг с упражнениями на развитие фантазии, логики, импровизации и техники речи.

Вторая часть включат работу над этюдами, разбор ошибок поощрение интересного. Учу детей высказываться и анализировать сделанное. В нашей школе прекрасная сцена, гримировочные, что позволяет нам создавать интересные спектакли. Педагоги дополнительного образования всегда помогают во всех задумках.

При поступлении в наш коллектив нет отбора или кастинга. Достаточно желание ребенка, а в какую группу определить решает педагог. В каждой из 10 групп студийцев занимаются по 10-15 человек. Всего 113 участников. У нас нет зачетов или контрольных уроков. Личные творческие достижения видны в выпускаемых спектаклях. Мы лауреаты, дипломанты и просто участники многих конкурсов и фестивалей.

Особенные дети театральной студии - это учащийся с аутизмом. Я не специалист в области коррекции, я режиссер и пытаюсь найти подход, упражнение для них. Беседую с родителями, психологами нашей школы, есть много достойной литературы. Сначала это были группы детей с аутистическим спектрам, но постепенно я вводила туда обычных ребят. И это дало положительный результат. Дети с особенностями развития начали включаться в социум, стали развиваться их навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Занятия всегда начинаются со спортивно-актерской разминки. Кто-то сразу включается в процесс, а кто остается в ,,своём мире”. Я как бы не замечаю этого. Ищу баланс между свободой и дисциплиной. Нельзя запрещать, навязывать, не быть назойливой. Но я слежу, чтобы все были включены в процесс, кто-то раньше, кто-то позже. Приведу пример адаптации ученика Николая. Он не общался в группе ни с кем.

Заметила, что он всегда напивает тихо одну и туже мелодию. Я стала подпевать ему в его ритме. Он стал встречаться со мной взглядом, подходить. А когда я попросила ребят тихонько подпевать ему, он изумленно стал прислушиваться и делать некоторые упражнения.

Прошло 3 года, сейчас Коля самостоятельно ездеет на автобусе, у него появилась заинтересованность в общении со сверстниками. Он так и не вышел на сцену. Мы занимались с ним общением. В процессе было много открытий и это важнее несыгранной роли в спектакле.

Театральная деятельность - уникальная форма искусства, это эффективное средство для развития коммуникативных навыков обучающихся с РАС. Да, нужен индивидуальный подход, нужна адаптация под потребности ребенка, игры и упражнения для общения. Нужно сотрудничество родителями и совместная работа с психологами и дефектологами.