Формы организации деятельности младших школьников на уроках

Разделы: Начальная школа


К конкретным формам относится: урок, домашнее задание, учебная экскурсия, факультативные занятия, занятия в учебных мастерских.

Классифицируют формы организации обучения по различным критериям:

  1. По количеству учащихся, участвующих в деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные;
  2. По месту проведения обучения: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях, на пришкольном участке) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии);
  3. По длительности обучения: классический урок (45 мин).

Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия).

Мы остановимся на такой форме организации обучения как урок. На уроке учитель используют различные формы организации деятельности обучающихся.

Различают следующие формы организации деятельности учеников:

  1. Общеклассныя или фронтальная форма;
  2. Групповая;
  3. Индивидуальная.

Фронтальная форма работы:

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Фронтальная форма - это такой вид деятельности учителя и учеников в классе, когда все ученики одновременно выполняют одну и ту же общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают результаты одной и той же работы со всем классом.

Групповая форма:

При групповой форме организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагается функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога». При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности, каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся составляет 3-6 человек. Работа в группах формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Групповую работу целесообразнее проводить во время практических работ или лабораторных.

В педагогической науке индивидуальная работа на уроках определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».

Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся – это форма, модель организации учебного процесса, при которой:

  • учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
  • один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.);

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальная форма работы помогает стеснительным и неуверенным в себе ученикам раскрыться на уроке и активно принимать участие в изучении материала. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Также направлена на самостоятельные выполнения задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Индивидуальную форму работы можно организовывать на всех этапах урока. Не смотря на большинство плюсов проведения индивидуальных работ, также есть и минусы из минусов является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.

Индивидуальные формы организации обучения помогают реализовать один из важнейших принципов обучения – индивидуальный подход.

Е.С.Рабунский подробно рассматривает значимость индивидуального подхода и дает ее обоснование. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Во-вторых, каждый ученик без исключения нуждается в индивидуальном подходе. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Принцип индивидуального подхода в обучении требует, чтобы педагог:

  • Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
  • Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
  • Постоянно привлекал каждого ученика к посильной для него и все усложняющейся по трудности учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  • Максимально опирался на собственную активность личности;
  • Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  • Развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность учеников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Индивидуальный подход в обучении особенно важен для школьников с негативным отношением к учебе, потерявших веру в свои силы. Определяя индивидуальную учебную работу для таких ребят, учитель исходит из того, что для них посильно. Необходимо постоянно убеждать учеников в возможности выполнения задания, помогать им в этом. Это могут быть обучающие карточки-образцы, задания с пропусками (особенно по геометрии). Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж в глазах класса, что позволяет утвердиться как в своих силах, так и на уровне сверстников. Самостоятельное выполнение таких заданий детьми, позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, своевременно корректировать их знания, оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Индивидуальный подход проще всего реализовать при использовании индивидуальных форм обучения.

Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий с усложненным содержанием для учащихся с высокой мотивацией в обучении. Таким ребятам обычно подбирается несколько усложненный или дополнительный материал, отвечающий более высокому уровню их подготовки и стимулирующий развитие их способностей. Такие задания важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника, а иногда в целях предупреждения возможного зазнайства. Такой же характер (т.е. самостоятельное выполнение заданий учителя) имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, практические занятия по осмыслению нового материала и его закреплению, подготовка семинаров, конференций. Это развивает активную познавательную деятельность учащихся.

Какие же обязательные продуктивные методы обучения должны присутствовать при индивидуальном подходе:

  1. Проведение диагностики уровня знаний;
  2. Анализ самостоятельных и контрольных работ;
  3. Проведение учета пробелов и учета их ликвидации;
  4. Использование опорных конспектов, разноуровневых дидактических материалов;
  5. Использование индивидуальных различных видов домашних заданий (по уровням).

Среди многих понятий также выделяется такое понятие как индивидуализация.

Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А.Кирсанова, Г.Ф.Суворовой, С.Д.Шевченко и других авторов .

Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации. И.М.Чередов: "С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы".

И.М.Осмоловская: "Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика".

А.А.Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как "систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения".

Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Индивидуализацию так же проще осуществить через использование индивидуальных форм организации деятельности обучающегося на уроке.

Часто педагоги путают эти два понятия. В чем же основные различия этих понятий.

Индивидуальный подход – это:

  1. принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
  2. ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
  3. учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
  4. создание психологопедагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности. Индивидуализация обучения – это:
    1. направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов;
    2. предоставление ребенку возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения;
    3. деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности;
    4. повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе.

И индивидуальный подход и при индивидуализации обучения можно реализовать через использования индивидуальных форм организации деятельности обучающихся.