Танцевальное искусство ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, создание художественных образов, самореализации в исполнительской деятельности, формирование коммуникативной культуры.
Дети, которые регулярно занимаются танцами растут уравновешенными, внимательными, собранными, выносливыми. Радость творчества, свобода самовыражения, концертная деятельность вселяет в них уверенность и уважение к своему и чужому труду.
В процессе обучения применяются следующие методы:
1. Словесные. Объяснение, беседа, дискуссия – основные методы, используемые педагогом на занятиях хореографией. К объяснению чаще всего прибегают при изучении нового теоретического и практического материала. Метод беседы активизирует уже полученные знания, содействует развитию познавательных способностей учащихся. Беседа требует большого количества времени, эффективен в атмосфере доброжелательности, понимания, открытости.
2. Наглядные. Демонстрация, наблюдение – методы обучения, вносящие в методику преподавания разнообразие, способствующие повышению эфективности занятия. Большая часть словесных методов не используются отдельно от наглядных. Детское восприятие неэфективно без визуализации. Во время разучивания танцевального элемента объяснение сопровождается демонстрацией (педагог исполняет танцевальную связку или движение) Наблюдение за исполнением танцевальных комбинаций обучающихся – важный метод, с помощью которого педагог может сделать выводы относительно усвоения материала, отследить и скорректировать деятельность воспитанников.
3. Практические. Практическая деятельность занимает большую часть занятия. Во время тренажа обучающиеся отрабатывают полученные знания, умения, навыки, развивают общую моторику, координацию движений, образную и логическую память, терпение, волю.
В первый год обучения широко используется метод многократного повторения.
4. Творческие. Одним из основных творческих методов является проэкт. Педагог в данном случае выступает в качестве руководителя, наставника, организатора. Метод ориентирован на создание воспитанниками нового для них результата, в данном случае танцевального номера или этюда.
Метод коллективной работы, когда группа обучающихся работает вместе, выполняя каждый свою часть работы, что ведет к общему результату.
5. Стимулирующие. Метод поощрения основан на одобрении, положительной оценке, награждении воспитанников за успехи в обучении. Соревнование со сверстниками положительно сказывается на развитии нравственных качеств, развитии эстетических свойств личности Соревновательный процесс может проходить в форме участия в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Как же добиться хорошей посещаемости занятий, сохранения численного состава участников коллектива? Формирование положительной мотивации к занятиям осуществляется путем создания специально разработанной системы занятий, благодаря которым учащиеся ощущают результат своей деятельности. В течение недели проводятся три совершенно разных занятия. В начале рабочей недели занятие начинается классическим тренажом у станка и на середине зала. В середине недели комплексом современных упражнеий в техниках йога, тай чи, пилатес. В конце недели комплексом аэробных упражнений. Уровень сложности упражнений должен соответствовать возрасту учащихся.
Система педагогических воздействий, в частности наличие стимулов и поощрений, вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения способствует высокой посещаемости занятий.
Привлечение родителей к процессу изготовления костюмов, выездов на фестивали и конкурсы в том числе международные, сотрудничество со школами и детскими садами в рамках тематических концертов, система мероприятий выходного дня усиливают мотивационную сторону обучения и позволяют сохранить танцевальный состав участников на протяжении многих лет.
Список используемой литературы
- Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: уч.-метод. пособие. М.: Изд-во «Планета музыки», 2021.
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. М.: Изд-во «Просвещение», 2017.
- Богданов Г.Ф. Методика педагогического руководства хореографическим любительским коллективом: уч.пособие. М.: изд-во «Юрайт», 2020.