Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"

Разделы: Начальная школа


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1–4-х классах начальной школы.

  • В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
  • Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
  • В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
  • В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1–4 классы).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Истоки» (начальная школа) следующим образом.

Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.

Задачи:

  • дать ребѐнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
  • продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
  • Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Учебный курс по внеурочной деятельности «Истоки» (1-4 классы) направлен на приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям нашей Родины. Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентиров, единых технологий эффективного обучения и воспитания.

Основная общеобразовательная программа школы (ООП) реализуется МБОУ «ФСОШ №1» через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и осуществляется во второй половине дня. Курс « ИСТОКИ» организуется по направлению развития личности духовно-нравственному.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий в 1-х классах – 30 мин., во 2-4 классах - 40 мин.

Особое место занимает работа с одарёнными детьми, учащимися с ОВЗ:

1. Виды и формы работы с одарёнными детьми

Работа в малых группах.

  • Индивидуальные задания.
  • Проектно-исследовательская деятельность.
  • Разноуровневые задания.
  • Нестандартные задания (творческого характера.)
  • Проблемно-развивающее обучение.

2. Виды и формы работы с детьми с ОВЗ

  • работа в малой группе;
  • индивидуальные занятия;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам

2. Планируемые результаты освоения программы

1 класс

Раздел 1. Мир

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Раздел 2. Слово

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Раздел 3. Образ

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Раздел 4. Книга

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс

Раздел 1. Родной очаг

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Регулятивные УУД:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

  • осуществлять запись об окружающем мире;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

КоммуникативныеУУД:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Раздел 2. Родные просторы

ЛичностныеУУД:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Раздел 3. Труд земной

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • осуществлять запись об окружающем мире;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

КоммуникативныеУУД:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Раздел 4. Труд души

ЛичностныеУУД:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

3 класс

Раздел 1. Вера

Личностные УУД:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД:

  • стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Раздел 2. «Надежда»

ЛичностныеУУД:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Регулятивные УУД:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Раздел 3. «Любовь»

ЛичностныеУУД:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Раздел 4. «София»

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

Познавательные УУД:

  • осуществлять запись об окружающем мире;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

4 класс

Раздел 1. Традиции образа

Личностные УУД:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Раздел 2. Традиции слова

Личностные УУД:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

Познавательные УУД:

  • осуществлять запись об окружающем мире;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Раздел 3. Традиции дела

ЛичностныеУУД:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Раздел 4. Традиции праздника

ЛичностныеУУД:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Регулятивные УУД:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

См. продолжение Программы