1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1–4-х классах начальной школы.
- В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
- Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
- В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
- В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1–4 классы).
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Истоки» (начальная школа) следующим образом.
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- дать ребѐнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
- Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Учебный курс по внеурочной деятельности «Истоки» (1-4 классы) направлен на приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям нашей Родины. Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентиров, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
Основная общеобразовательная программа школы (ООП) реализуется МБОУ «ФСОШ №1» через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и осуществляется во второй половине дня. Курс « ИСТОКИ» организуется по направлению развития личности духовно-нравственному.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий в 1-х классах – 30 мин., во 2-4 классах - 40 мин.
Особое место занимает работа с одарёнными детьми, учащимися с ОВЗ:
1. Виды и формы работы с одарёнными детьми
Работа в малых группах.
- Индивидуальные задания.
- Проектно-исследовательская деятельность.
- Разноуровневые задания.
- Нестандартные задания (творческого характера.)
- Проблемно-развивающее обучение.
2. Виды и формы работы с детьми с ОВЗ
- работа в малой группе;
- индивидуальные занятия;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам
2. Планируемые результаты освоения программы
1 класс
Раздел 1. Мир
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Раздел 2. Слово
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Раздел 3. Образ
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Раздел 4. Книга
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Раздел 1. Родной очаг
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Регулятивные УУД:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
- осуществлять запись об окружающем мире;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
КоммуникативныеУУД:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Раздел 2. Родные просторы
ЛичностныеУУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Раздел 3. Труд земной
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- осуществлять запись об окружающем мире;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
КоммуникативныеУУД:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Раздел 4. Труд души
ЛичностныеУУД:
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
3 класс
Раздел 1. Вера
Личностные УУД:
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД:
- стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
Раздел 2. «Надежда»
ЛичностныеУУД:
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Регулятивные УУД:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Раздел 3. «Любовь»
ЛичностныеУУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Раздел 4. «София»
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
Познавательные УУД:
- осуществлять запись об окружающем мире;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
4 класс
Раздел 1. Традиции образа
Личностные УУД:
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Раздел 2. Традиции слова
Личностные УУД:
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
Познавательные УУД:
- осуществлять запись об окружающем мире;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Раздел 3. Традиции дела
ЛичностныеУУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Раздел 4. Традиции праздника
ЛичностныеУУД:
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Регулятивные УУД:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.