Программа «Профилактика социально-негативных явлений» (по проекту развития школы «Создание современной этноэкологической образовательной среды через реализацию технологии смешанного обучения»)

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика наркозависимости, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних


I. Пояснительная записка

В нашей школе, в работе по профилактике социально-негативных явлений мы решили опереться на традиции и обычаи народов, населяющих Эхирит-Булагатский район.

Важное культурно-воспитательное значение имеют ценностные установки, прививаемые молодежи. Отход многих народов, в том числе бурят, от традиционной культуры дает катастрофические последствия для здоровья нации. На сегодняшний день здоровье (не только физическое, но и социальное и духовное) молодого поколения находится в плачевном состоянии.

Что же заставляет молодых людей так безответственно относиться к своему здоровью? Во-первых, пример старшего поколения, которое тоже не безупречно. Во-вторых, совокупность негативных социально-экономических факторов в обществе (безработица, низкий уровень жизни и оплаты труда, сложности с медицинскими и образовательными услугами и т.д.). В-третьих - разрушение традиционной культуры, замена традиционных ценностей идеологией потребления и развлечений.

Выход видится в возвращении к традиционным культурным ценностям здорового образа жизни, сближении человека с природой как естественной средой обитания всех живых существ, обращения к мировым религиям и национальным культурам народов России.

В целях профилактики употребления психоактивных веществ была разработана подпрограмма «Профилактика социально-негативных явлений», входящая в программу развития «Создание современной этноэкологической образовательной среды через реализацию технологии смешанного обучения»

В данном проекте задействованы специалисты разных сфер: педагоги-психологи, соц. педагоги, нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, специалисты центра занятости населения, заместитель директора по В.Р, волонтеры.

Работа по профилактике социально-негативных явлений проводится со всеми субъектами образовательного процесса (учениками, учителями и родителями). Работа начинается с начальной школы и реализуется педагогом –психологом по программе «Полезные привычки». Далее продолжается на средней и старшей ступени образования по программе «Профилактика социально-негативных явлений».

Цель программы: педагогическая профилактика злоупотребления психоактивными вещества (наркомания, токсикомания, табакокурения, алкоголепотребления) и формирование у учащихся личностных ресурсов, обеспечивающих развитие осознанных установок на ценности здорового образа жизни, через ознакомление с традиционными культурными ценностями.

Задачи:

  • ознакомление с культурой и традицией народов населяющих Эхирит-Булагатский район;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, родители активно включаются в процесс социального воспитания детей;
  • совершенствование системы межведомственного взаимодействия субъектов профилактической работы;
  • организация систематического правового воспитания несовершеннолетних;
  • рациональная организация свободного времени учащихся;
  • формирование у учащихся умений и навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам, курению.

Методы и формы работы:

Решение поставленных задач требует эффективных методов и форм работы.

  • Диагностика.
  • Беседа.
  • Ролевые и деловые игры.
  • Дискуссия.
  • Изучение отдельных случаев.
  • Показ видеоматериалов.
  • Конкурсы рисунков, стенгазет.
  • Организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости.
  • Консультации с учащимися и с родителями.
  • Анализ отчетной документации.

Работа проводится в трех направлениях:

  • Направление 1 – диагностическая работа
  • Направление 2 – коррекционно-развивающая работа
  • Направление 3 - профилактическая работа

Работа по программе «Профилактика социально-негативных явлений» направлена на выявление заинтересованности учащихся социально-негативными явлениями, рассмотрение основных проблем и определение пути их разрешения. Данная работа начинается с диагностики, определяются ребята, имеющие проблемы с поведением, давшие положительные ответы на тесты, дети "Группы риска". На основании результатов диагностик проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни.

II. Основные принципы программы

Принцип актуальности

Наша программа основана на ценностях, актуальных для детей школьного возраста. Именно в этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду? Именно на эти вопросы участники должны найти ответы в процессе наших занятий.

Принцип позитивности

Одна из задач нашей программы - показать ребенку, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения.

Многие профилактические программы рассказывают, как делать нельзя, но редко говорят, что же делать вместо этого. Они не учат подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы его кипучая энергия была направлена в мирное русло.

Иными словами, взрослый человек, который позитивно решил задачи подросткового возраста, в ситуации, когда ему понадобятся деньги, будет искать способ заработать их, ему и в голову не придет грабить банк или пользоваться другими деструктивными способами добычи денег. Точно так же, если он попадет в сложную жизненную ситуацию, он будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Следует отметить, что способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте. И данная программа помогает подростку в этом.

Принцип активности

Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень важен и принцип активного участия группы. Древнее высказывание гласит: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поучаствовать - я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.

III. Основные направления деятельности

  1. Работа с учащимися всех ступеней школы.
  2. Работа с учащимися 2 и 3 ступени школы, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  3. Работа с родителями
  4. Просветительская работа с педагогами.

IV. Этапы программы

Первый этап (вводная диагностика)

Цель:

  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • анонимное анкетирование для выявления ситуации с табакокурением, алкоголепотреблением, употребление наркотиков.
  • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся (составление плана работы по профилактике поведения учащихся).

Второй этап (основной)

Цель: способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.

Тематические тренинги:

  • на развитие коммуникативных навыков;
  • на разрешение конфликтов;
  • сопротивление давлению;
  • развитие характера;
  • поведение в стрессовых ситуациях;
  • повышение самоценности

Третий этап (заключительный)

Цель:

  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося
  • анонимное анкетирование для выявления отношения учащихся к ситуации с табакокурением, алкоголепотреблением, употребление наркотиков.

V. Ожидаемый результат

Организованная, таким образом, работа позволит при помощи тренингов в игровой форме добиться решения социальных и психологических проблем учащихся, которые актуальны в этот возрастной период.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

VI. Система программых мероприятий

Тематический план работы по реализации программы «Профилактика социально-негативных явлений»

1 час консультации (тематический) четверг 16-35 до 17-15

1 полугодие

Тема

Домашнее задание

Кол-во часов

1

Анонимное тестирование

Написать сочинение "Кто я"

1

2

Беседа "Влияние семьи на становление личности в разных народах Сибири"

Подготовить сообщение

1

3

Беседа "Кризисы в разные периоды жизни"

Знать возрастные периоды

1

4

Беседа Эмоции у разных народов Иркутской области

Подготовить сообщение

1

5

Ролевая игра "Манипуляция"

Привести примеры

1

6

Деловая игра "Психология рекламы"

Знать приемы маркетинга

1

7

Беседа "Наказание за непослушное поведение в истории бурят"

Написать сообщение

1

8

Тренинг "Самооценка человека. Формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства"

Самопрезентация

1

9

Занятие на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива, снижение уровня тревожности

Привести примеры

1

10

Тренинг "Разрешаем конфликты"

Знать способы разрешения конфликта

1

11

Тренинг "Сопротивление давлению"

Придумать ситуации

1

12

Беседа "Механизмы психологической защиты"

Знать механизмы психологических защит

1

13

Зона комфорта

Привести примеры

1

14

Дискуссия. "Наркотики: не влезай – убьет!"

Подготовить сообщение

1

15

Обучение выражению и контролю чувств.

Показать технику выражения чувств

1

16

Показ видеоматериалов "Жизненные перспективы"

Составить план

1

17

Анонимное тестирование

1

Итого

17 ч.

1 час консультации (тематический) четверг 16-35 до 17-15

2 полугодие

Тема

Домашнее задание

Кол-во часов

1

Анонимное тестирование

Написать сочинение "Кто я"

1

2

Беседа "Влияние семьи на становление личности в разных народах Сибири"

Подготовить сообщение

1

3

Беседа "Кризисы в разные периоды жизни"

Знать возрастные периоды

1

4

Беседа Эмоции у разных народов Иркутской области

Подготовить сообщение

1

5

Ролевая игра "Манипуляция"

Привести примеры

1

6

Деловая игра "Психология рекламы"

Знать приемы маркетинга

1

7

Беседа "Наказание за непослушное поведение в истории бурят"

Написать сообщение

1

8

Тренинг "Самооценка человека. Формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства"

Самопрезентация

1

9

Занятие на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива, снижение уровня тревожности

Привести примеры

1

10

Тренинг "Разрешаем конфликты"

Знать способы разрешения конфликта

1

11

Тренинг "Сопротивление давлению"

Придумать ситуации

1

12

Беседа "Механизмы психологической защиты"

Знать механизмы психологических защит

1

13

Зона комфорта

Привести примеры

1

14

Дискуссия. "Наркотики: не влезай – убьет!"

Подготовить сообщение

1

15

Обучение выражению и контролю чувств.

Показать технику выражения чувств

1

16

Показ видеоматериалов "Жизненные перспективы"

Составить план

1

17

Анонимное тестирование

-

1

Итого

17 ч.

 

Темы консультаций

примечание

1

Взаимоотношения со сверстниками

 

2

Зона комфорта

 

3

Сила воли - как ее развивать?

 

4

Стресс. Виды стресса

 

5

Психосоматика

 

Литература

  1. Кипнис М.Ш. 150 лучших игр, упражнений, триггеров для любого тренинга. ООО "Издательство АСТ", 2020.
  2. Ахромеева Е. рабочая тетрадь "Личные границы". 2021.
  3. Психология. 11 класс. Психология: наука, культура, жизнь. Учебное пособие/ А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, Д.В.Лубовский, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых/ под ред. И.В.Дубровиной – 2-е изд., испр. И доп. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
  4. Рюмина, И.М. Тренинговые технологии в работе школьного психолога: учебное пособие / И.М.Рюмина. – Оренбург: ОГПУ, 2021. – 96 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/191968 – Текст: электронный.
  5. Соколовская, О.К. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: учебное пособие / О.К.Соколовская. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 124 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/171286 (дата обращения: 08.11.2022). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
  6. Кляйндист А.К. "Давай договоримся-2" "Как не потерять связь с подростком". Издательство "Самокат", 2021г.
  7. Кауфман Г., Эспеланд П., Рафаэль Л. "Ты сильнее, чем ты думаешь". Гид по самооценке. Издательство "МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР", 2022.
  8. Бакес Г., Шатохина Л. Сверстники обучают сверстников. Обучение здоровью: руководство по проведению практических семинаров и тренингов. Москва, 2005.