В условиях реализации обновленных ФГОС актуальным становится проведение сетевых образовательных событий, которые способствуют развитию навыков работать в команде, умению принимать себя и других, способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции опыта других, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей.
В последние годы мы с вами наблюдаем распространение новой сетевой культуры, которая проявляется в изменяющемся отношении людей к работе, досугу.
Анализ многолетней совместной работы Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего показывает, что человечеству необходимо серьезно отнестись к формированию желаемого образа будущего. К будущему нельзя относиться как к простому продолжению настоящего — так, как если бы завтрашний день был неотличим от предыдущего. Сфера образования и подготовки кадров — одна из наиболее консервативных, и нередко программы подготовки не меняются десятилетиями. Такая позиция кажется тупиковой. Сегодня мы видим, что пандемия внесла определенный сдвиг.
Термин «сетевое общество» был предложен в 90-е годы европейскими социологами Яном ван Дейком и Мануэлем Кастельсом. Они предсказали, что распространение сетевых технологий коммуникации кардинальным образом изменит устройство общества и образ жизни каждого отдельного человека. В своем докладе на одном из экономическом форуме основатель и президент Всемирного экономического форума Клаус Мартин Шваб в рассказывал об идее четвертой промышленной революции. По мнению Шваба, в ближайшем будущем нас ожидают перемены такого масштаба и такой сложности, каких человечеству еще никогда не доводилось испытывать. [4;c.15]
Отмечается, что образовательная деятельность школьников в сетевых образовательных событиях приближена к образу деятельности человека в XXI веке: координация и выполнение работы в условиях виртуального взаимодействия на разных скоростях и в разных часовых поясах, обсуждение выполнения задачи с помощью различных информационных инструментов, новых медиа, поиск информации в сети Интернет, ее анализ и интерпретация, выполнение задач в сетевых группах, участники которых не знакомы друг с другом через очное общение. [УГ].
Одним из инструментов Процесс игрофикации уже давно вышел за пределы индустрии развлечений и сейчас затрагивает все сферы жизни — от образования и отношений, до построения карьеры и общества. [4, с. с 41].
В современной педагогике проблемой организации и проведения сетевых образовательных уроков, сетевых образовательных событий, сетевых образовательная игр занимаются Петряева Е.Ю. и другие педагоги-практики.
В МОУ «АСОШ№3» проведено три образовательных события на Межрегиональном уровне. Опыт проведения сетевых форм появился после прохождение КПК, которые провел преподаватель МГППУ Петряева Е.Ю. в 1 половине 2021 года на базе ГОУ ДПО «АОИПК».
Первая Межрегиональная сетевая образовательная игра «Школа SEPT» состоялась в апреле 2021 года, организована совместно с заместителем директора по УВР «Цаган- Ольской СОШ» Ц.Б.Дашицыреновой. В игре приняли 68 участников из Забайкальского края, в том числе учащиеся многопрофильной гимназии №12 г. Чита, а также учащиеся СОШ №5 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, СОШ№ п. Заветы Ильича Хабаровского края. Игра длилась три дня, в течение которых учащиеся продемонстрировали навыки изобретения и моделирования, навыки сформированности критического мышления и навыки работы в команде, в тесном сотрудничестве, несмотря на разницу в часовых поясах и отсутствие опыта работы в программе Blender у большинства участников.
Замысел игры заключался в том, чтобы сконструировать объемную модель необитаемого острова и Школы будущего на нем, показать взаимосвязь человека и природы, на основе полученных от группы исследователей данных, составить рекламу на английском языке. Задание усложнялось тем, что команда состояла из специалистов разных направлений разных школ: Школа SEPT - Scientists, engineers, programmers, translators.
Второе Межрегиональное сетевое событие проведено 13 декабря 2021г совместно с преподавателем МОУ «АСОШ №1» Жаповой И.Б. и преподавателем ГАДПО «Агинский педагогический колледж» Дашибалбаровой Б.Ж. Замысел события заключался в проведении «Конгресса молодых ученых», участники которого представляют видеоролик о глобальных проблемах человечества. Данное событие посвящалось Году науки и технологии. Участники могли выбрать тему для представления поста и видеоролика, а мы уже рандомно формировали разновозрастную команду из разных школ и регионов. В данной сетевом событии приняло участие 115 учащихся из Хабаровского края и Ямало- ненецкого округа, студенты из Польши, обучающиеся в Монголии. Нам удалось привлечь в качестве эксперта инженера из Департамента по защите окружающей среды г. Нью Йорк, Она же и сыграла роль Председателя Конгресса молодых ученых. Игра длилась 2 дня. В течение двух дней учащиеся имели возможность попрактиковаться в общении на английском языке, так как один из критериев оценивания результатов было общение на английском языке в процессе создания ролика и поста.
Третья Межрегиональная сетевая образовательная игра «Космос вчера, сегодня и завтра» прошла в этом месяце, 12 апреля 2023г. Данная игра отличалась прежде всего масштабностью (участвовало около 150 учащихся), а также географией, участвовали учащиеся из Ханты-Мансийского округа и Томской области. Из Забайкальского края были участники из Шилкинского, Газимуро-Заводского, Петровск-Забайкальского, Карымского, Нерчинско-Заводского, Сретенского, Забайкальского, Могочинского районов и т.д. была зарегистрирована команда из Кыринского района (Хапчеранга). Следующим отличием являлось то, что в игре участвовала одновозрастная команда из одной школы.
Сравнение всех образовательных событий показывает, что с каждым годом география и количество участников увеличивается, касательно опыта нашей школы - длительность игры сокращается, а формирование единой команды из одной школы дает возможность увеличить количество команд-участников.
В целом участники игры с каждым разом радуют способностями создавать конечный продукт с использованием разных цифровых инструментов, н-р, Блендер, а также умением анализировать и сопоставлять информацию из разных источников и умением качественно провести защиту.
Кроме того, отмечается повышение интереса к участию в сетевых образовательных событиях, участники прошлых игр с огромным желанием участвуют, с нетерпением ждут приглашения на игру.
Приложение 1. Сценарий сетевой образовательной игры «Космос вчера, сегодня и завтра»
Замысел сюжета
В нашем современном мире космос вновь и вновь остается загадкой для всего человечества. Со времен Гагаринского «Поехали» до современности космос продолжает манить своей неизвестностью.
Сегодня мы предоставляем вам шанс получить яркие эмоции, высечь искру любопытства и стать героями нашей сетевой образовательной игры. Правительство России решило, что необходимо построить новый космодром. На сегодня российских космодромов всего 6: Капустин Яр, Байконур, Свободный, Восточный, Плесецк, Ясный. Местность для строительства всех космодромов выбирали долго и придирчиво. Этим занимались самые разные инстанции – и научные, и военные. Вмешивались партийные начальники, предложения возникали разные: говорили и о Западном побережье Каспийского моря, и о Марийской АССР, и об Астраханской области.
Задание 1 станции
Итак, переходим к 1 станции. Для выполнения задания вам предоставляется карта с действующими космодромами.
В презентации укажите название команды, школу и населенный пункт, ФИО каждого участника (можно использовать любой цифровой ресурс).
Презентацию с названием команды разместите на странице ВК. на стене сообщества «Космос вчера, сегодня и завтра».
Изучите географическое положение космодромов на карте и информацию о них в сети Интернет. Определите возможное географическое местоположение строительства следующего космодрома России, обозначьте на карте и обоснуйте свой выбор. На выполнение отводится 30 минут
Станция «Инженерная»
Внимательно рассмотрите скафандры «СК-1» Ю.А.Гагарина, «Беркут» А.А.Леонова. Какую особенность скафандров вы заметили?
![]() |
![]() |
| СК-1» Ю.А.Гагарина | «Беркут» А.А.Леонова |
Вам предстоит побыть в роли инженеров-конструкторов.
Вспомните увиденные скафандры. Подумайте, как их можно усовершенствовать? Спроектируйте скафандр будущего, который будет отличаться удобством, эргономичностью и позволит выполнять исследователям задания, находясь на других космических объектах, например, на Марсе.
Результат работы можно представить в любой доступной форме.
Станция «Логическая»
Для бесперебойного работы космодрома и технических служб на склад привезли 12 цистерн дизельного топлива. На рисунке обозначено, сколько литров было в каждой цистерне. В первый день отправили на 1 станцию 4 цистерны, на вторую – 6 цистерн. Причем на первую станцию отправили вдвое меньше дизельного топлива, чем на вторую станцию. Не пришлось даже вскрывать их, к вечеру из 12 цистерн осталось всего два. Какие?
Станция «Собери метеориты»
Завершающая станция, где будут прослушаны лучшие выступления команд, т.е. собери лучшие выступления.
По результатам выступлений сейчас мы предоставим слово экспертам. Просим названные команды выступить с защитой.
В завершение игры предлагаю для обратной связи использовать прием «Незаконченное предложение». Выберите одно предложение и закончите.
- Было интересно….
- Я научился…
- Я затруднился в ….
Ну а теперь назовите одним прилагательным или словом нашу игру «Космос сегодня, завтра» (приведите ассоциацию).
На этом наша сетевая образовательная игра заканчивается! Мы были рады, что вы были с нами!
Литература
- Лошкарева, Е., Лукша, П. Ниненко, И. Навыки будущего.
- Петряева Е.Ю., Сененко О.В. Сетевые уроки, события и игры/ Е.Ю.Петряева // Учительская газета. – 2022. - №35.
- Петряева, Е.Ю. Сетевые уроки, события, игры: как учить подростков в сети». - М., 2020.

