Особенности обучения иностранным языкам детей с ТНР

Разделы: Иностранные языки

Класс: 2


Как учителя, мы знаем, что хорошая коммуникация жизненно важна для успешного обучения. Коммуникационные навыки помогают детям понимать и объяснять окружающий мир, делиться своими идеями и чувствами, заводить друзей. Хорошие языковые навыки позволяют ребенку рассуждать и учиться. Они также помогают развивать чувство собственного достоинства и чувство принадлежности к группе или сообществу.

На современном этапе модернизации и развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья проблема обеспечения условий обучения школьников с ТНР и общим недоразвитием речи (ОНР) иностранному языку сохраняет свою актуальность.

Перед школьным учителем возникает вопрос - способны ли дети с ТНР выучить иностранный язык в объеме школьной программы? Здесь стоит коснуться особенностей обучения детей с нарушениями речи и выделить следующие проблемы:

  • Недостаточное развитие лексико-грамматических навыков. Это может быть связано с тем, что такие дети не имеют достаточного опыта общения на родном языке или имеют ограниченные возможности для изучения языка в школе.
  • Трудности в произношении и аудировании. Детям с ТНР трудно произносить и понимать речь на слух. Это может привести к ошибкам в произношении и неправильному пониманию контекста.
  • Ограниченный словарный запас, что затрудняет их способность выражать свои мысли и понимать язык.
  • Низкая мотивация – дети могут считать изучение нового языка трудным и неинтересным.

И все же, не смотря на эти трудности, дети с ТНР способны обучиться иностранному языку. Это возможно, но при условии смещения акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком - на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире.

Как же помочь детям с ТНР освоить изучение нового предмета? Можно выделить следующие правила для успешного взаимодействия на уроке:

  • Терпение, уважение и готовность найти способ общения — это лучшие инструменты.
  • Если вы не поняли, не притворяйтесь, что поняли; попросите ребенка повторить, то что он сказал.
  • По возможности задавайте вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет».
  • Дайте человеку достаточно времени для ответа, не стоит подгонять и торопить.
  • Прежде чем ответить, подождите, пока они закончат, не нужно перебивать.
  • Если вы не знаете, что делать, спросите: «Могу ли я помочь?»

Говоря более конкретно, я выделю некоторые аспекты урока, которые помогают мне при обучении английскому детей с ТНР:

  • Практически каждый урок мы начинаем с песни, например, песни “Hello, how are you?” или “Hello, hello, what`s your name?”. Они легко запоминается. После этого каждому ученику я кидаю небольшой мягкий мячик и задаю вопрос о его настроении сегодня — прошу использовать слова из песни — ребята охотно называют свое настроение, даже если оно не очень хорошее. Используем простые понятные фразы “How are you?” - “I`m hungry / I`m wonderful / I`m not so good”.
  • Чтобы привлечь внимание ребят, когда они могут расшуметься, я использую команду-считалочку «One, two, three – listen to me!”. После чего ребята тут же замолкают, понимают, что сейчас будет смена вида деятельности.
  • Безусловно игра — мощный инструмент для развития языка. Дети с нарушениями речи могут извлечь пользу из игровых занятий, которые поощряют общение. Здесь наиболее удачным выбором при начальном этапе обучения языку являются игры «Bingo”, “Hangman”, “Find the colour and touch”.

- Большинство подвижных игр на английском языке основаны на методе TPR (Total Physical Response method) – метод полного физического реагирования. Метод TPR – это запоминание новых слов или фраз при помощи жестов или выполнения команд преподавателя. Например, при слове spoon (ложка) – дети едят воображаемой ложкой, а при слове smile (улыбка) – улыбаются.

- Игра «Yes/No»: Преподаватель показывает детям игрушку, называет ее либо правильно, либо неправильно на английском языке. Они должны понять, где ошибка и исправить ее.

- Игра «Громкая буква». В ней каждый ребенок получает наименование определенной буквы английского алфавита. Затем учитель называет букву и ученик, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.

Развиваем моторику через интегрированные уроки:

  • иностранный язык + музыка (поем песни, сопровождая их движениями);
  • иностранный язык + рисование (например, нарисуй и подпиши эмоцию/настроение «I am happy/I am sad”, нарисуй торт со свечками, напиши свой возраст «I`m nine”);
  • иностранный язык + труд: мастерим леп-буки, вклеиваем «домики с окошками для звуков».

В заключении отметим, что дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.