Пояснительная записка
УМК: «Школа России».
Урок музыки в 3 классе в 4 четверти. Раздел «Слушаем и исполняем».
Цель: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитание чувства долга, уважения к истории своей страны, к людям старшего поколения через знакомство с историческими произведениями великих русских композиторов, художников, писателей.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и расширить знания понятия патриотизм, умений определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку;
- познакомить детей с событиями начала Великой Отечественной войны;
- показать примеры мужества, стойкости нашего народа в военные годы;
Воспитательные:
- воспитывать патриотов России;
- убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии;
- формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;
Развивающие:
- развитие творческого художественно – образного мышления, памяти, внимания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям.
Метапредметные результаты:
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Межпредметные связи: литература, история.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оформление класса: на доске рисунки детей, плакаты, посвящённые Дню Победы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Музыкальное сопровождение: русская народная строевая песня «Солдатушки, бравы ребятушки», видео: слова Ю.Левитана о нападении фашистской Германи, видеорепортаж из школьного музея, песня «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. В.Александрова, звук «Метронома», песня «В землянке» сл. А.А.Суркова, муз. К.Листова, песня «Катюша» сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера, песня «Три танкиста» сл. Б.Ласкина, муз. Даниила и Дмитрия Покрас, фонограмма взрывов, «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи
Построение перед классом.
2) Вход в класс под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
А какой у нас урок?
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто навеки, безымянный погиб в фашистском плену,
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.
II. Вхождение в тему. Мотивация
Учитель: Сегодня у нас с вами будет необычный урок музыки. У нас в гостях учитель истории Бачук Н.Н., находящаяся на заслуженном отдыхе, создатель школьного музея, член ветеранской организации.
Учитель истории: Здравствуйте, ребята! Какие вы все бойкие — настоящие солдатушки, бравые ребятушки. Скажите, ребята, а какой великий праздник отмечает вся Россия в мае?
Одним из таких событий для нашей страны стала Великая Отечественная война. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. Каждый год 9 мая преображаются города и сёла нашей страны. Дело в том, что это особый день для России. Это день памяти, день скорби и день радости одновременно…
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю страны, в историю городов и сёл, даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть прошедшим дням и событиям...
Летом, 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без предупреждения, началась Великая Отечественная война...
Видеосообщение Ю.Левитана о нападении фашистской Германии.
Учитель истории: На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. Так и из каждой школы на фронт отправились молодые ребята.
Видеорепортаж из школьного музея (Приложение 1. Фото)
Много лет прошло с того времени, как закончилась ВОВ, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все это помнить…
III. Работа над новым материалом
Учитель: 9 мая 2025 года будет не совсем обычным. Мы будем отмечать 80-летие Победы над фашистской Германией. 80 лет Победы нашего народа в очень тяжёлой и кровопролитной войне.
Фоном звучит песня «Священная война»
Ученик 1: 1418 дней и ночей шла война. Она унесла более 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война…
Ученик 2: Фашистские войска разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище 70.000 сёл и деревень, оставили без крова более 25 млн. человек.
Ученик 3: Немцы разрушили 132.000 промышленных предприятий. Война оставила десятки миллионов сирот, вдов, инвалидов.
Учитель: Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война», которую вы сейчас слышали. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих.
Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова
– Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, ненависть к врагу).
– Какие чувства песня пробуждает в людях? (Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).
Учитель: Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва.
Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.
Ученик 4: Наш народ верил в победу и победил! Люди стали отстраивать города и сёла, сделали их ещё краше. 13 городов нашей Родины стали городами-героями: Москва, Ленинград, Волгоград, Керчь,Одесса, Новороссийск, Минск, Киев, Брест, Мурманск, Смоленск, Севастополь, Тула.
Ученик 5: Почти в каждом городе есть парк, в котором в память о погибших воинах-защитниках горит вечный огонь.
Учитель истории: В нашем поселке Пограничном вечный огонь горит возле памятника воинам-односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
В Советском союзе было насчитано 26 миллионов погибших…
- Ребята, вы представляете, что это такое… Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.
Помните!
Через века, через года, —
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
Пожалуйста,
Помните!
Звучит «Метроном», объявляется минута молчания в память о погибших во время войны
III. Вокально-хоровая работа
Учитель: Особая страничка военной истории – это женщины на войне. Женщина – прежде всего мать, хранительница очага, но в годы войны и женщины вставали на защиту нашей Родины: они были медсёстрами, связистками, даже лётчицами. Делали всё наравне с мужчинами.
Фонограмма взрыва.
Ученица 3: Титова С.Ю. «Фронтовая сестричка». (Девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
“Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!” –
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Учитель: Именно женщины помогали нашим солдатам почувствовать, что их ждут, рады любой весточке от них, они нужны дома…
Раздать детям бумагу, показать, как делаются письма-треугольники.
Фоном звучит песня «В землянке».
(Ребята исполняют песню закрытым ртом)
- Вам понравилась песня?
- Какой характер у этой песни?
- Какие чувства передаются в этой песне?
Учитель: Битва под Москвой – первое победоносное сражение ВОВ. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Ученик 5: Мальчик одет в военную форму.
Я шлю тебе письмо из сорок пятого,
Взгляни на снимок, сверстник дорогой.
На нём я вместе с нашими ребятами
Ты посмотри, какой я молодой.
“Мама, я здоров и живой...”
А наутро последний бой.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
IV. Повторение пройденного материала
Учитель: Война… Какое страшное слово, но люди всё равно устраивали себе праздники, которые поднимали дух наших солдат, отогревали их сердца …
Одной из самых любимых песен солдат была, конечно, — «Катюша».
Физминутка. Дети маршируют и исполняют песню «Катюша».
Учитель истории: Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
- Ребята, а вы знаете, что в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами? Красивым именем «Катюша» окрестили новое оружие, наводившее ужас на врага.
- Кто из вас знает, какое это оружие? (ракетные минометы)
Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты.
V. Работа по картине
Учитель: Ребята, вы подготовили рисунки к нашему мероприятию. (Приложение 2. Фото)
Вашему вниманию хочу представить картину фронтовика Бориса Фёдорова. Родился он в Самаре в 1922 году... Учился... Воевал...
- Давайте рассмотрим картину. Какое время года?
- Кого вы видите? Что ни делают? Во что одеты? Кто они?
- Почему вы так решили? Какое название картине вы бы дали?
«Утро танкистов» — одно из лучших полотен о Великой Отечественной войне. Боец, стоящий в центре, который застегивает воротничок гимнастерки - это и есть Борис Федоров! Изобразил себя не гордыни ради, а просто потому, что сюжет картины — часть его жизни, мгновение его фронтовой молодости. Его картины хранятся в запасниках Русского музея и Третьяковской галереи. Воевал Федоров в 31-м отдельном гвардейском тяжелом танковом полку прорыва. Уничтожил несколько немецких танков «Тигров» и был награжден медалью «За отвагу».
VI. Разучивание песни "День Победы"
Учитель истории: Ребята, как вы считаете, какая самая знаменитая песня победы? Конечно, это песня «День победы!»
Учитель:Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Но никакого места песня «День Победы» не заняла. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской».
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. На концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. После чего эту песню стала петь вся страна.
- Прослушивание.
- Работа над лексическим значением непонятных слов.
- Разучивание 1 куплета и припева.
VII. Рефлексия
Учитель:
- Какую патриотическую музыку вы сегодня слушали?
- Какие военные песни вы сегодня исполняли?
- Какие чувства они у вас вызвали?
- Назовите фамилию композитора музыку, которого мы сегодня слушали на уроке?
- Какие ещё военные песни вы знаете?
- Какая музыка звучит в День победы?
- О героях, их подвигах, о доблести и отваге создано много пословиц. Прочитайте и поясните их смысл.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Смелость города берет.
- Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
- Родина — мать, умей за нее постоять.
- Жить — Родине служить.
VIII. Подведение итогов урока
Учитель истории: Мы очень надеемся на то, что вам стал ближе праздник Великой Победы. И встретив в эти праздничные дни на улице ветерана, вы подойдете к нему, поздравите и скажете такое простое и важное слово: «Спасибо!»
Учитель: А мы благодарим Вас, что нашли время прийти к нам и поделиться своими воспоминаниями. Поздравляем Вас с праздником. На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам всем георгиевские ленточки, символ благодарности и гордости за тех, кто подарил нам мир. (Приложение 3. Фото)
IX. Домашнее задание
Написать письмо своему прадеду в прошлое в треугольном конверте.
X. Выход из класса под музыку
Школьники покидают класс, исполняя песню «День Победы».
Литература
- Архивы школьного музея.
- Воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, дня защитника Отечества. — Волгоград: Учитель, 2006.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 3 класс. — Москва: ВАКО, 2014.
- Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской Классный руководитель: Журнал №8, 2004.
- Фото из личного архива.