Критериальное оценивание на уроках геометрии в 10-м классе

Разделы: Математика

Класс: 10

Ключевые слова: оценивание


Геометрия - один из самых сложных в школьном курсе математики, важная для развития мыслительных способностей учащихся. При оценивании задач из второй части ЕГЭ (профиль) используют критерии: «имеется верное доказательство утверждения пункта а) и обоснованно получен верный ответ в пункте б)». А это значит, что необходимо учить школьников обосновывать решение задач. Для формирования такого навыка требуется хорошее знание формулировок определений и теорем. Устный экзамен по геометрии в школе способствует развитию математической речи. Но такие экзамены - большая редкость в современное время. Поэтому очень важно, чтобы ученики рассказывали наизусть определения и теоремы. Такая практика поможет не только при решении задач по стереометрии, но и при работе над правильным обоснованием решения.

При работе на уроках геометрии в 10 классе целесообразно использовать критериальное оценивание в повседневной работе для формирования навыков грамотного обоснования решения задач. Четкие критерии, которые заранее обсуждены с учащимися, существенно уменьшают стрессовое состояние некоторых учеников при выполнении контрольных и проверочных работ. Навык аргументировать решение поможет выполнить задание по геометрии во второй части ЕГЭ на полный балл.

Алгоритмы оценивания работ мы разрабатываем с учениками вместе: подробное описание уровней достижений и соответствующее им количество баллов. В результате были решены некоторые важные при обучении задачи:

  • ученики заранее могут видеть, какие вопросы данного раздела им необходимо повторить;
  • учитель оценивает работу по критериям, это повышает объективность;
  • вырабатывается навык самооценки своих знаний;
  • повышается ответственность учащихся за результат обучения.

Критерии оценивания контрольных работ по некоторым темам предмета Геометрия при работе с другими классами каждый учитель может при необходимости изменять.

Алгоритмы составлены для каждого вида оценочной работы, для каждой темы, т.к. различные формы контроля знаний требуют составления особых критериев.

В качестве примеров предлагаю критерии для контрольной работы, самостоятельной работы, теоретического и практического зачета.

  1. Самостоятельная работа (входной контроль - планиметрия), (Приложение 1)
  2. Контрольная работа по темам «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости», (Приложение 2)
  3. Контрольная работа по теме “Параллельность в пространстве”, (Приложение 3)
  4. Зачет по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Приложение 4)