Форма проведения: ролевая игра.
Задачи собрания:
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей в первый год обучения.
- Привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
- Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя
Всем известно, что переход в разряд школьников для детей – очень трудное испытание. Резко меняется весь уклад их жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется их круг общения.
Ваши дети переступили порог нашей гимназии. Им предстоит привыкать к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, привыкать к новым условиям, к сотрудничеству с новым коллективом. И здесь основная помощь должна идти от нас взрослых – учителя и родителей.
Я уверена, что каждый из вас готов помочь своему ребёнку. Но как это сделать, не навредив ему? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем родительском собрании.
2. Обсуждение первого школьного дня ребенка
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.
Игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
3. Физиологические условия адаптации ребенка к школе
Игра «Машинка»
Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий – «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».
Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?
Выводы:
Труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину». А это значит, что все участники процесса должны взаимодействовать друг с другом для лучшего результата и недопущения серьезных ошибок.
Сообщение учителем следующих тем:
- Ознакомление родителей с возможными проблемами здоровья ребенка данного возраста.
- Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом.
- Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка.
- Рекомендации о наблюдении родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника).
- Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка).
- Рекомендации о воспитании в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
4. Психологические трудности адаптации ребенка к школе
Игра «Испорченный телефон»
Родители делятся на команды, не более 10 человек в каждой. По принципу детской игры, необходимо передать несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.
- Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами
- Известное четверостишие
- Пословицу.
Примеры:
- Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.
- Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
- На дворе – трава, на траве – дрова.
После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение:
- Почему получился именно такой результат?
- Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?
Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений. Переводя внимание на ребенка, делаем вывод, ребёнка следует «вводить» в учебный процесс плавно, постепенно, легко и непринужденно.
При обсуждении данной проблемы, необходимо обратить внимание на следующие важные условия психологической комфортности в жизни первоклассника:
- создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
- формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
- обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
- учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
- развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
5. Взаимоотношения одноклассников
Игра «Хлопок»
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Правила:
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
6. Подведение итогов собрания
Уважаемые родители, я понимаю, что вы хотите, чтобы ваш ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой и полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Осталось только дать советы, как пережить первокласснику адаптационный период:
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Он должен видеть и чувствовать вашу заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижением.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.
- Составьте распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Помните! Ребёнок имеет право на ошибку.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Большое спасибо за присутствие на родительском собрании. До новых встреч!