Труд школьника должен нести удовлетворение и радость. Чтобы вызвать познавательный интерес и создать ситуацию успеха на уроке - нужно мотивировать ученика. Как это сделать на уроках математики? - создать систему приемов и методов, которая будет развивать каллиграфию и мыслительную деятельность ученика с интересом.
Графический диктант - эффективное средство развития интереса к учебному предмету. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. На своих уроках использую методику графического диктанта Д.Б.Эльконина, которая предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять задание, правильно и аккуратно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Для выполнения графического диктанта не требуется никаких дополнительных дидактических материалов. Достаточно листа в клетку и карандаша.
Графический диктант использую в начале урока, тем самым настраивая обучающихся на положительный лад. Дети очень любят выполнять работу цветными карандашами. Из урока в урок работа получается лучше и у обучающихся появляется стимул.
Графический диктант помогает:
- развивать пространственное и абстрактное мышление - ребёнок начинает лучше понимать, что такое «лево», «право», «вниз», «вверх», «наискосок»;
- знакомить с различными видами линий - вертикальные, горизонтальные, параллельные;
- формировать графомоторные навыки – ребенок учится уверенно держать карандаш в руке и проводить ровные линии, развиваются навыки каллиграфии.
- закреплять умение считать - для чёткого выполнения инструкции
- повышать внимание и сосредоточенность - появляется стимул доводить начатое дело до конца
- координировать работу полушарий головного мозга.
Также графический диктант подготавливает руку к письму и помогает подготовиться в старшем школьном возрасте к урокам алгебры, информатики, геометрии, черчения.
Оценку за графический диктант обучающиеся ставят сами: самопроверка, взаимопроверка. Перед этим проводится подробная инструкция.
Как правило дети любят оценивать себя и одноклассников. И это тоже один из элементов стимула к выполнению работы.
Систематическая работа с графическими диктантами помогает развивать УУД:
- Коммуникативные - высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, умение договариваться, взаимодействовать с учителем и однокласниками во время работы.
- Личностные - положительное отношение к учению, желание преобретать новые знания, совершенствоваться, осознавать трудности и работать над ошибками.
- Познавательные - развивать мыслительную деятельность, формировать память, внимание, воображение.
- Регулятивные - самоорганизация, самоконтроль, самооценка, рефлексия.
На протяжении нескольких лет на уроках математики провожу графические диктанты. Это занимает не более трех минут, но эффект от такой работы дает положительный эффект. Дети становятся более собранными, организованными, увлеченными и внимательными.