Анализ работы школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки

Ключевые слова: школьная библиотека


Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией ГБОУ «Гимназия «Диалог», опираясь на разделы общешкольного плана.

В 2023-2024 учебном году работа школьной библиотеки, совместно с педагогическим коллективом, была направлена на:

  • обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
  • обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
  • формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.

Цель работы школьной библиотеки: информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и пропаганда чтения, как культурного досуга.

Задачи библиотеки:

  • Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой по ФГОС.
  • Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами литературы согласно датам литературного календаря.
  • Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
  • Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди обучающихся ГБОУ «Гимназии «Диалог».
  • Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
  • Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных программ. Работа с педагогическим коллективом.
  • Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.

Основные функции библиотеки:

  • Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.
  • Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
  • Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.

Общие сведения

  • Количество учащихся
  • Количество педагогических работников

Направления деятельности библиотеки:

  • библиотечные уроки;
  • выставочная работа;
  • обзоры литературы;
  • беседы о навыках работы с книгой;
  • подбор литературы для внеклассного чтения;
  • участие в конкурсах;
  • выполнение библиографических запросов;
  • поддержка внеклассных и общешкольных мероприятий

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания. Так же читатели пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,
  • беседа о прочитанном;
  • экспресс-консультация,
  • блиц-реклама,
  • анализ читательских формуляров и т.д.

Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые испытывают трудности с чтением и запоминанием текста. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого, все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока.

В работе библиотеки использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитанию интереса к чтению. За последнее время наблюдается небольшой подъем читательской активности, особенно среди детей младшего и среднего звена.

У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фантастику, детективы и произведения современных авторов.