В настоящее время образование функционирует в среде, где объем информации, с которым сталкиваются учащиеся, стремительно возрастает. Молодежь все чаще выбирает учебные форматы, основанные на визуальном материале и интерактивных подходах. Однако общество развивается столь быстро, что знания теряют актуальность еще до того, как ученики успевают их полноценно освоить. Технологический прогресс диктует появление новых методик обучения, но парадоксально, что на само образование, несмотря на его обновление, остается все меньше времени.
Для повышения качества обучения и поддержания заинтересованности учащихся становится важным внедрение инновационных технологий, способствующих более продуктивному образовательному процессу. Одним из перспективных подходов в этой области является концепция Edutainment, объединяющая разнообразные инструменты для достижения учебных целей. В рамках данного подхода могут использоваться настольные игры, видеоигры, фильмы, музыкальные произведения, а также современные цифровые платформы, которые делают процесс обучения увлекательным и мотивирующим. Этот подход объединяет различные методики и технические средства, ориентированные на обучение через интерактивные и увлекательные формы. В числе передовых инновационных методик следует рассмотреть одно из направлений этого метода – использование педагогики удивления для освоения английского языка (далее АЯ) [3, c. 539-540].
Применение подхода, основанного на педагогике удивления, в процессе обучения АЯ способствует достижению как образовательных, так и личностных целей. Главным преимуществом такого подхода становится эмоциональная вовлеченность учащихся, которая стимулируется использованием удивления как ключевой эмоции. Это не только укрепляет интерес к предмету, но и облегчает освоение новых языковых конструкций, включая грамматику и лексику, а также способствует развитию навыков общения. Удивление играет важную роль в том, чтобы мотивировать студентов к самостоятельному поиску решений и ответов, избегая слепого копирования готовых вариантов из интернета. Чтобы улучшить самоорганизацию, достигать целей и повысить мотивацию, можно использовать сочетание методов обучения, основанных на принципе удивления, и эффективных инструментов, которые учащиеся применяют для решения различных задач. Эти подходы, основанные на удивлении, не дают готовых ответов, но подталкивают учащихся к самостоятельному поиску решений [3, c. 543-544].
Анастасия Румянцева выделила некоторые популярные техники для изучения АЯ, среди которых стоит особо упомянуть некоторые. В частности, заслуживает внимания метод "перевернутого класса". Этот подход предусматривает предварительное самостоятельное изучение материала учащимися до начала урока. Это дает возможность использовать классное время более эффективно для активных практических занятий. Преимущество такой методики очевидно: преподаватель может охватить больше тем, а обучающиеся получают шанс на развитие своей инициативности и самостоятельности, применяя знания на практике [4, c. 139].
Преподаватели нередко выбирают подход, известный как «Догматический стиль», который делает процесс изучения АЯ ориентированным на коммуникацию. Суть этого метода заключается в том, что обучение строится вокруг живого диалога между преподавателем и студентом. Обсуждаются различные актуальные вопросы, при этом педагог незаметно внедряет нужные слова и фразы в разговор. Такой формат помогает учащимся проявлять больший интерес к теме, а изучаемый материал возникает органично, порой даже неожиданно. Эта методика позволяет достигать высоких результатов с минимальными затратами усилий и времени [4, c. 139].
Методика, известная как «Проблемно-ориентированное обучение», предлагает уникальный подход, позволяющий учащимся на практике решать различные задачи, например, совершение покупок или организацию профессионально-ориентационных встреч. Этот способ обучения направлен на развитие навыков активного взаимодействия у учащихся. Цели такого подхода к обучению английскому языку включают не только способность к эффективному монологу, но и умение чётко выражать свои идеи, обогащать словарный запас, а также научиться внимательному прослушиванию и свободному владению АЯ в разговоре [4, c. 139].
Blended learning – это комбинирование традиционного преподавания и онлайн-обучения. Гибридное обучение объединяет элементы онлайн-курсов и традиционных классных занятий, предоставляя учащимся гибкость в изучении материалов в интернете в сочетании с личными встречами с преподавателем для обсуждения и поддержки. Этот подход не только способствует более персонализированному образовательному процессу, но и облегчает более эффективное управление временем и образовательными ресурсами. Благодаря возможности применять его в любом уголке мира, blended learning становится все более востребованным инструментом, углубляя понимание учебного материала среди учащихся [4, c. 140].
Воплощенное обучение, иначе известное как embodied learning, преобразует процесс образования, делая его не только интеллектуальным, но и физическим опытом. При этом методе, для лучшего освоения действий, например, глаголов, предлагается не просто запоминать их, а активно выполнять. Этот метод доказал свою эффективность для людей любого возраста благодаря укреплению памяти и углублению понимания учебного материала. Еще одно значимое достоинство данного подхода заключается в его ориентации на уникальные потребности каждого учащегося, адаптируясь под индивидуальный темп и стиль обучения [1, 4].
Одной из техник, применяемых в обучении, является мозговой штурм. В рамках педагогической практики это рассматривается как методологический прием, когда учащиеся совместно обсуждают заранее заданную тему, делясь своими взглядами и точками зрения. Такой подход эффективно устраняет языковые барьеры, которые часто становятся серьезным препятствием в изучении АЯ, и мотивирует участников на высказывание собственных предложений [2].
Кроме того, работа в группе позволяет укрепить уверенность в своих силах и развить способность справляться со стрессовыми ситуациями. Вначале учебный класс организуется в малые коллективы. Преподаватель предлагает определенную тему или вопрос, выраженный на АЯ, и мотивирует учащихся к размышлениям и делиться своими размышлениями по данной проблематике. Любое высказывание критики в адрес мнений других строго запрещено. Важно, чтобы мнения каждого ученика были услышаны и приняты без отрицательной оценки или других замечаний. Преподаватель следит за динамикой работы в группах и уделяет внимание тому, чтобы общение шло исключительно на АЯ в течение всего времени, отведенного для задания. Этот подход способствует развитию креативности у студентов и усиливает их желание учиться [2].
Организация учебного процесса за пределами стандартных стен аудитории — действенный инновационный способ заинтересовать студентов. Например, прогулки в парк или экскурсии в музей создают благоприятные условия для усвоения тематической лексики, связанной с окружающей обстановкой. Такой формат способствует не только укреплению навыков монологической речи, но и развитию умения взаимодействовать в группе. Для учащихся подобные занятия кажутся необычными и увлекательными. Кроме того, ролевые игры отлично подходят для того, чтобы помочь студентам выйти за рамки привычного и улучшить навыки общения на межличностном уровне. Во время занятия преподаватель создает типичные жизненные моменты, как, например, воссоединение давних друзей из школы или процесс покупки авиабилетов. Студентам дают несколько минут для подготовки своих диалогов. После этого, работая в парах, они демонстрируют свои разработанные сценарии, что способствует закреплению новых слов через практику общения [2].
В заключение следует отметить, что в современную эпоху преподавателям АЯ следует пересмотреть устаревшие подходы и сосредоточиться на применении современных, креативных методов обучения. С появлением цифровых технологий и формированием поколения, выросшего в окружении мультимедиа, роль учебного процесса значительно трансформируется. Чтобы увлечь учеников и доступно донести информацию, педагогам важно проявлять изобретательность, глубокое понимание предмета и умение адаптироваться к новым условиям. Инновационные форматы обучения становятся ключевым элементом в образовательной среде XXI века.
Список литературы
- Агабекян, И.П. Английский язык: Учебное пособие / И.П.Агабекян. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 48 c.
- Новикова, В.С. Инновационные методы преподавания английского языка / В.С.Новикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 237-238. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95645/ (дата обращения: 12.02.2025).
- Пирогов, Р.А. Инновационные методики преподавания английского языка в XXI веке: педагогика удивления / Р.А.Пирогов // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. - 2023: традиции и инновации: материалы Международного научно-практического фестиваля, Иваново, 10–28 апреля 2023 года. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 538-544.
- Юзикеева, М. Р. Инновационные методы в преподавании английского языка / М.Р.Юзикеева, М.Х.Ахмадова // Молодежь и наука: проблемы современной филологии и методики преподавания иностранных языков: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2023 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. – С. 138-141.