Сценарий дня науки по химии посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Интегрированная игра «Химия для Победы!»

Разделы: Химия, Патриотическое воспитание

Классы: 8, 9

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., День науки


Цель: показать вклад химии в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине;
  • показать роль науки, ученых-химиков в победе над фашизмом;
  • воспитывать чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки;
  • воспитывать волю к победе на исторических примерах.
  • развивать познавательный интерес к предмету;

Оборудование: ПК, презентация со слайдами, таблички с цифрами от 1 до 7, оборудование и реактивы для опытов.

За 2-3 недели до проведения мероприятия учащимся 8-9 классов предлагается ответить на вопросы викторины (заочный этап). Ответы на вопросы сдают жюри. Жюри отбирает 8 учащихся, которые дали наиболее полные ответы, для участия в мероприятии (в очном этапе).

Вопросы викторины «Роль химии в победе над фашизмом»

1. Каких вы знаете ученых – химиков, лауреатов государственных премий военных лет? (А.Е.Арбузов, Н.Д.Зелинский, Н.Н.Семенов, А.Е.Ферсман, А.Е.Фаворский)

2. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны. (Поиск и конструирование средств обороны, новых материалов, научная помощь промышленности в улучшении производства, мобилизация сырьевых ресурсов страны.)

3. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении оно основано? (Н.Д.Зелинский. На адсорбции угля)

4. Назовите ученого – химика, автора книги «Война и стратегическое сырье». Что вам о нем известно? (Академик А.Е.Ферсман)

5. Какие металлы использовали в самолетостроении? (алюминий, магний, марганец)

6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони? (никель)

7. Как используется магний в военном деле? (в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб)

8) Для чего использовали сталь в годы войны? (разные виды сталей использовали для изготовления бомб, снарядов, оружия, брони танков, орудий, подводных лодок и т.д.)

9) Что такое бутылки КС? (бутылки с зажигательной смесью)

Ход мероприятия

Ведущий 1. В 2025 году все человечество отмечает годовщину 80-летия Победы над гитлеровским фашизмом. Это была тяжелая, кровопролитная война.

1941 год, 22 июня.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет
И тридцать лет
Живым не верилось, что живы…
(К.Симонов)

Ведущий 2. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу трудом многих людей.

28 июня 1941 г. (через шесть дней после начала войны) Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству… Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен»

Приглашаются участники игры.

1-й тур

Ведущий 1. Ученые – химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.

У каждого была своя война,
Свой путь вперед,
Свои участки боя,
И каждый был
Во всем самим собою,
И только цель
У всех была одна.

На экране представлены фотографии ученых. Каждой фотографии присвоен свой номер. Ученикам задается вопрос. Они должны догадаться, о каком ученом задан вопрос и поднять табличку с соответствующим номером.

№1 Арбузов Александр Ерминингельдович
№2 Зелинский Николай Дмитриевич
№3 Семенов Николай Николаевич
№4 Ферсман Александр Евгеньевич
№5 Волькович Семен Исаакович

№6 Кнунянц Иван Людвигович

№7 Бочвар Андрей Анатольевич

Вопросы

  1. Вклад этого академика в обеспечение победы в войне определялся разработкой теории взрыва, химии и технологии порохов и взрывчатых веществ. (№3)
  2. Первооткрыватель и исследователей различных месторождений апатитов, серы, вольфрама и др.; создатель промышленности редких элементов. (№4)
  3. Основоположник химии фосфорорганических соединений. (№1)
  4. Член-корреспондент Академии наук СССР, создал легкий сплав для танковых и авиационных моторов. (№7)
  5. Разработал противогаз. (№2)

Демонстрационный опыт. Адсорбционные свойства угля.

В пробирку с водой додавить 1 каплю раствора бриллиантового зеленого, затем, перемешав содержимое, - активированный уголь. Встряхнуть таблетку с содержимом. Происходит обесцвечивание раствора. (Опыт показывает ученик.)

6) Директор НИИ удобрений и инсектицидов, сотрудники его института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами». (№ 5)

7) Исследования этого ученого с сотрудниками были посвящены вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты исследований были использованы уже в первый период войны при создании снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. (№3)

8) Занимался разработкой способов получения топлива для авиации. (№2)

9) Профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. В 1943 г. удостоен премии за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. (№6)

10) Автор строк: «Война потребовала грандиозных количеств стратегического сырья… Бесконечное разнообразие различных веществ, начиная со сплавов и кончая сложными продуктами переработки нефти, угля и пластмассами, - все это сейчас требуется в громадных количествах…» (№4)

Жюри фиксирует правильные ответы. 5 учащихся, набравшие наибольшее количество баллов выходят в следующий тур.

2-й тур

(уравнять соответствующие уравнения реакций за определенное время)

Ведущий 2.

Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней…
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет и не было ничего трудней.
(А.Николаев)

3-й тур. Конкурс шифровальщиков

Высказывание М.В.Ломоносова

Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова.

Чтобы расшифровать запись, нужно найти этот элемент в таблице Менделеева, в названии элемента выбрать ту букву, которая указана цифрой-индексом. Если индекса нет, то надо читать первую букву химического знака.

Es4Li2RbSnKN3 HgAtSPtB3Co2AgTeTi2Mn3AlBe2Na3 ClO2MoZn2As5
Br2Ru2OMg5 SHF3Zr2 V DbCu2C3S4 …

(Широко распростирает химия руки свои в дела… человеческие)

Попробуйте продолжить фразу.

Ведущий 2.

Победа, Победа! Победа!
Проносится весть по стране!
Конец испытаньям и бедам,
Конец этой страшной войне!

Ведущий 1.

Война закончилась.
И пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду,
И мы живем,
И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы,
Лучший день в году