Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готовы к уроку. Прошу вашего внимания. Начинаем наш урок.
2. Устный счет
Задание № 2. Найдите значение выражения:
- 2,7 – 0,6
- 3,5 + 2,3
- 5,8 – 1,9
- 0,69 + 0
- 3,6 + 0,8
Прочитайте получившееся слово, если ответам в примерах сопоставлены в соответствие буквы:
- 3,9 – у
- 4,4 – с
- 2,1 – г
- 0,69 – с
- 5,8 - а
Дети могут записывать буквы на черновике. В результате получилось слово «Гаусс». Правила округления, которые используют до сих пор придумал Карл Фридрих Гаусс.
Учитель дает качественную оценку классу за работу на этом этапе (хорошо, молодцы, нужно повторить, …). Тем, кто активно работал – поставить количественные оценки в оценочный лист.
3. Актуализация знаний
Решение задачи со слайда 5: Сколько потребуется автомашин для перевозки 6,5 тонн груза, если одна машина может взять не более 2 тонн.
Рассматривая слайд, рассуждая, дети приходят к выводу, что ответ 3, ... автомашин дать нельзя. Какой нужно дать ответ? Почему? Объяснения детей. Точный ли дали ответ? Нет. Ответ дали приближенный.
Отвечаем на вопрос слайда устно: Я иду в магазин и хочу купить арбуз, весом около 5 килограммов. Вижу несколько арбузов, на этикетках указан их вес: 4,125 кг; 7,340 кг; 8,400кг; 5,300 кг; 9,560кг. Какой вес арбуза мне подходит? Дети выбирают ответ. Какое число выбрали для ответа?
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Может быть кто-то из детей слышал еще что-нибудь о приближенных числах (округление чисел). Приведите примеры, когда мы не можем дать в ответе точное число?
(число звезд, капель в море и т.д.)
- Какова тема урока? Ответ детей: «Округление чисел»
- Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? Каковы задачи урока?
Ответы детей: узнать правило округления чисел; научиться округлять числа; применить в упражнениях; узнать, где будем применять эти числа.
- Цель и задачи показываются на презентации.
5. Открытие новых знаний
При округлении числа до какого-нибудь разряда все следующие за ним цифры заменяются нулями, а если они стоят после запятой, то их отбрасывают. Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8 или 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на единицу; если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не изменяют (на слайде).
Вот как дается определение понятия «округление числа»: Округление числа — математическая операция, позволяющая уменьшить количество знаков в числе за счет замены числа его приближённым значением с определённой точностью.
Правило большое, трудное. Детям предлагается составить алгоритм округления чисел. Обсудив в группах, предлагаются варианты алгоритма. Учитель корректирует. Алгоритм демонстрируется на слайде и записывается в тетради. (Слайд 13)

Учитель демонстрирует на примерах применение этого алгоритма. Показывает правильную запись. Знакомит со значком ≈ «приближенно равно» (Слайд 14 и 15)
Дети записывают пример в тетради.

Если при округлении десятичной дроби последней из оставшихся цифрой в дробной части окажется 0, то отбрасывать его нельзя (как мы это делали с точными числами). В этом случае число о в конце дробной части показывает, до какого разряда округлено число.
- 31,967≈32,0 - округлили до десятых
- 3,027≈3,0 - округлили до десятых
- 0,796≈0,80 - округлили до сотых
- 13,5203≈13,520 - округлили до тысячных.
6. Физкультминутка
Дети выполняют простые упражнения.
7. Контроль и самоконтроль знаний
Детям предлагается выполнить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Задание на слайде. Детям выдаются карточки с табличками, в которых они должны поставить «+» или «-», а затем по ключу проверить и оценить свою работу. Ключ демонстрируется на слайде.
Задание: Верно ли выполнено округление? Отметьте верные ответы знаком «+», неверные знаком «-».
А) до десятых
- 2,781 ≈ 2,8
- 3,1458 ≈ 3,15
- 1025,962 ≈1025,0
- 80,46 ≈ 80,5
Б) до сотых
- 0,07258 ≈ 0,07
- 20,091 ≈ 20,1
- 85,544 ≈ 85,54
- 3,355 ≈ 3,35
В) до десятков
- 178,5 ≈ 179
- 2085,35 ≈ 2090
- 333,3 ≈ 330
- 300,17 ≈ 300
Г) до целых
- 7,265 ≈ 7
- 0,23 ≈ 0
- 11,63 ≈ 11
- 0,82 ≈ 1
Ключ к заданию:
а) + - - +
б) + - + -
в) - + + +
г) + + - +
(Слайд 19)
Критерии оценки:
- 0 ошибок – «5»,
- 4 ошибки – «4»,
- 8 ошибок – «3».
После проверки дети поднимают руки на «5», «4», и т.д. (учитель фиксирует для себя тех, кто хорошо или плохо выполнил задание).
Задача на прикидку.
Цена одной шариковой ручки – 9 рублей.
Кате нужно купить в магазине 29 ручек для класса. Заглянув в кошелек, Катя убедилась, что у нее в кошельке есть необходимая сумма для совершения покупки.
Как вы считаете, как считала Катя?
8. Работа с учебником
Номер 6.138
9. Информация о домашнем задании
Задание обязательное: п.44 (учить правило округления), № 6.162, 6.163.
Творческое задание (необязательное): Придумать задачу, в которой было бы решение с помощью сложения и вычитания и округления десятичных дробей, красиво ее оформить на отдельном альбомном листе, записать условие задачи и нарисовать рисунок к этому условию, а в тетрадь записать её решение.
Попытайтесь, чтобы ваша задача была интересной, чтобы условия соответствовали действительности.
10. Подведение итогов занятия
- Какова была цель урока? Какие были задачи? Достигли ли мы цели?
Выполнили ли поставленные задачи? Что нового узнали? Чему научились? Что еще не получилось на уроке? Что нужно запланировать на следующий урок? Где мы применим изученный материал в жизни и на уроках по другим предметам?
Учитель дает качественную оценку работы класса. Объявляет количественные оценки.
11. Рефлексия
В завершении урока я хочу раздать вам бумажные мобильные телефоны, где вы можете написать мне коротко сообщение: как прошел урок, что запомнилось вам больше всего или где у вас были затруднения.