Психологи исследуют игру как ведущую деятельность дошкольников, её влияние на развитие познавательной сферы. Педагоги рассматривают возможности использования игровой деятельности для формирования у ребёнка различных знаний, умений, навыков.
Говоря о психолого-педагогических условиях использования игровой деятельности, следует остановиться на вопросе организации самой игровой деятельности.
Для этого обратимся к мнению исследователя теории детской игры С.А.Шмакову. [49] Он вывел пять основных условий организации игровой деятельности:
- Отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру, Игра исключает любое принуждение, насилие, нажим.
- Развитие игровой динамики. Это условие реализуется через правила игр, которые могут и стимулировать и сдерживать развитие игрового сюжета. Ведущий игры призван стимулировать творчество, что в свою очередь поддерживает динамику игры.
- Поддерживание игровой атмосферы, то есть поддерживание реальных чувств детей. Способы поддерживания игровой атмосферы различны: эффект соперничества, условия игрового общения, снятие конфликтности и т.д.
- Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей. Соотношение игрового и неигрового направленно на постепенную замену игры трудом.
- Переход от простейших игр к сложным игровым формам. Необходимо движение к более сложным развивающим моделям игры, которые расширяют сферу установления контактов, утверждать себя, раскрывать возможности детям.
Аникеева Н.П. определила приёмы, с помощью которых педагог может грамотно и продуктивно включить детей в игровую ситуацию.
Прежде всего, по мнению Аникеевой Н.П.[4], нужно действовать через актив группы, для чего следует обучать членов актива, некоторым приёмам игровой позиции. Также необходимо чётко формулировать цель игровой ситуации. Большое значение имеет установка, которая даётся игрокам. Часто эта установка связана с интересом, к какому-либо предмету.
Педагогам необходимо обращать внимание на то, что дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулу игры. Развивая какой-либо сюжет, ребёнок вносит в него те чисто игровые условности, которые и делают это занятие игрой. Ему необходимо знать все тонкости содержания, но главные моменты должны быть знакомы ребёнку. Например, в игре с правилами дети абсолютно точно знать и понимать эти правила.
Конструктивная особенность любой игры – это преодоление препятствий в достижении цели. В связи с этим игра должна соответствовать по уровню сложности возможностям младших дошкольников.
Игра не должна быть слишком легкой, т.к. в этом случае утрачивается интерес играющего к самому процессу. В основе многих игр лежат соревнование, соперничество. Это пробуждает у детей смекалку, творчество.
При проведении игры педагогу следует исключить сильные отвлекающие факторы, не связанные с игровой ситуацией.
Выполнение вышеперечисленных условий в ДОО СП невозможно без организации развивающего взаимодействия взрослого и ребенка и создания эмоционально-положительной атмосферы воспитания и обучения.
Организуя совместные игры детей, необходимо научить их координировать свои действия, учитывая желания друг друга, используя для этого адекватные средства (установление очередности, разрешать конфликты путем обсуждения и т.п.).
Необходимо создать условия для возникновения и развертывания игр младших дошкольников. В частности, обогащение детей впечатлениями, знаниями, которые могут быть использованы в игре: совместное чтение книги, обсуждение событий жизни ребенка, организация экскурсий, прогулки; обратить внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и прочее.
Руководство детьми требует от воспитателя знания особенностей каждого ребенка. Необходимо проводить игры с разным числом участников, учитывая дружеские привязанности между детьми. Наблюдая за самостоятельной игрой детей, следует обратить внимание на малообщительных детей, включая их в совместные игры с небольшим количеством играющих, предлагая сначала второстепенные роли, побуждая к выполнению незначительных функций в игре. Постепенно предлагая роли, где не нужно первоначально проявлять инициативу, а лишь отвечать словом или действием (продавец, парикмахер, врач).
При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступая в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
Сюжетная игра детей младшего дошкольного возраста имеет чрезвычайно разнообразные формы. Усилия взрослого в этот момент должны быть направлены на формирование самого сложного построения игры – совместного сюжетосложения (умения выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в разных последовательностях и делать это согласованно с партнером).
Взрослый, для младшего дошкольника остается еще очень притягательной фигурой. Ребенок с удовольствием отвлекается от своих занятий, если взрослый проявил желание поиграть с ним.
Однако не все игры требуют активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил до ее начала.
В жизни ребенка младшего дошкольного возраста большое место занимает игра с правилами. Игра с правилами не менее чем сюжетная игра важна для развития ребенка.
Игра детей не регламентируется. Следует избегать воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий, приемов. Детям предоставляют возможность выбора (вида игр, сюжета, роли, партнеров, игрушек), их необходимо поощрять к импровизации (придумыванию сюжетов, смене и совмещению ролей).
Включаясь в игру детей, воспитатель побуждает интерес к ней, используя выразительные движения, мимику, интонационную речь.
Воспитатель, внимательно и тактично наблюдая за свободной игрой детей, включается в нее по мере необходимости, как равноправный партнер.
Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о том, что для успешной организации игровой деятельности с целью развития познавательной сферы младших дошкольников необходимо соблюдения ряда условий. Это относится и к общей организации игровой деятельности, и к уровню играющих, и к умениям организатора игры. Выявив недочеты в работе, проведя диагностику и коррекцию, педагог будет иметь возможность организовывать развивающую работу.