Руководство подготовкой макета к годовщине Сталинградской битвы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: Сталинградская битва, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


По мнению авторов, успешность ученических конкурсных проектных работ, прежде всего, достигается при полном соответствии результата, полученного в детской работе, той цели, которая была поставлена при формировании замысла проекта. В некоторых случаях в ходе проектирования поставленная цель может корректироваться в зависимости от имеющихся ресурсов, но принцип соответствия результата и цели, как показывает практика участия в конкурсах, всегда должен соблюдаться. Обращаясь к проекту-макету по теме «Фонтан «Бармалей» - символ Сталинградской битвы», подготовленному под руководством авторов статьи, можно привести пример целеполагания. Цель проекта: «Используя технические и декоративные средства, создать визуальную среду, посвященную значимой победе советских войск, изменившую весь ход войны, в форме тематического макета, воссоздающего фонтан в Волгограде».

Чтобы обеспечить качественное достижение поставленной цели, руководителям проекта необходимо проводить регулярные обсуждения с учащимися всех задач, а по сути шагов, реализация которых помогла бы полностью «гарантировать» результат запланированной работы. Таким образом, формулировка задач проекта выступила для школьников планом работы по его подготовке. Так, например, задачами проекта-макета по теме «Фонтан «Бармалей» - символ Сталинградской битвы» стали следующие.

1. Создать инициативную группу.

2. Изучить Положение конкурса «Салют Победы - 2023».

3. Изучить литературу, фотоматериалы и воспоминания о защитниках времён Великой Отечественной войны.

4. Выбрать мемориал или памятник, посвящённый подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

5. Представить макет на конкурс.

Перечисленные выше первые три задачи, по мнению авторов, вполне традиционные, логически выстроенные, их решают во время подготовки всех проектов. Но чем же был обусловлен выбор мемориала «Фонтан «Бармалей?» И тут педагоги-руководители смогли подобрать такое содержание информации, которое было ориентировано на конкретную целевую аудиторию, включающее ценностную информацию для детей и подростков, содержание, которое, говоря простым языком, «цепляло», не оставляло равнодушным. Рассмотрим этот момент более подробно, обратившись к аннотации макета. Фонтан был установлен на Привокзальной площади Сталинграда в 1930 году. Историческое название фонтана – «Бармалей». Он олицетворял одноименную детскую сказку Корнея Чуковского в стихах, в которой злой разбойник Бармалей по просьбе доброго доктора Айболита был проглочен крокодилом, а затем освобожден по просьбе детей. Фонтан называли и по-другому: «Хоровод», «Хоровод детей», «Дети и крокодил», «Танцующие дети», «Крокодил».

В ходе изучения информационных источников участники инициативной группы познакомились с несколькими фотографиями Эммануила Евзерихина, запечатлевшего контраст между беззаботно резвящимися детьми в довоенном памятнике и ужасающей картиной разрушений города после бомбёжки во время Сталинградской битвы. Это страшное зрелище произвело на юных участников проекта неизгладимое впечатление. Дети узнали, что в память о разрушенном в войне фонтане «Бармалей» к 70-летию Сталинградской битвы было сделано две его копии. Одна – на привокзальной площади, а вторая – у мельницы Гергардта. Этот факт восстановления фонтана «Бармалей» побудил воспитанников к решению - создать макет с одноименным названием.

Обратимся к последней, практической задаче, предусматривающей подготовку макета «Фонтан «Бармалей». С учётом того, что на первом этапе детьми были уже изучены документальные факты, фото и видеоматериалы, воспоминания участников, для изготовления макета нужно было сделать следующее. Второй этап – изготовление основы макета в виде короба из фанеры, третий этап – создание местности и конструкций фонтана, четвертый этап – расстановка и крепёж изготовленных конструкций, пятый этап – техническое оснащение макета в виде имитации пламени и взрывов вспышками гирлянд, звуковой записью разрывов снарядов.

Авторы статьи считают, что воссозданный в Волгограде фонтан «Бармалей» – напоминание потомкам об одном из самых значительных событий Великой Отечественной войны. А макет этого фонтана, подготовленный нашими воспитанниками к 80-летию Сталинградской битвы, способствует формированию у школьников патриотических качеств, чувства гордости за подвиги советских войск в борьбе с фашизмом. Беседы о Великой Отечественной войне с использованием макета «Фонтан «Бармалей» – символ Сталинградской битвы» побуждают ребят к изучению истории нашей страны. Также важен интерес воспитанников к предметно-пространственной среде, представленной на макете, он способствует развитию познавательной активности, творческому поиску и формированию готовности детей и подростков участвовать в подобных проектах. Большое значение для обучающихся имеет не только социально значимый результат проектной работы, но и официальная награда – Диплом призера Городского конкурса проектов «Салют Победы-2023» в рамках Городского Фестиваля научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство».