Предмет: История. 7 класс.
Раздел 2. Древнерусское государство.
Тема 1. Как возникло Древнерусское государство.
Базовый учебник: “История России. 7 класс” Пузанова, специализированный учебник для коррекционных школ.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об основных версиях и этапах образования Древнерусского государства, выявить факторы, способствовавшие объединению восточнославянских племен.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формирование чувства уважения к истории своей Родины, к культурному наследию предков.
- Развитие патриотизма и гражданственности.
- Формирование представлений о нравственных ценностях, лежащих в основе российской государственности.
Метапредметные:
- Регулятивные:
- Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности.
- Умение планировать свою работу, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
- Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в свою деятельность.
- Познавательные:
- Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, исторические карты, иллюстрации, схемы).
- Умение анализировать и сравнивать исторические факты, выделять главное и второстепенное.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение обобщать и систематизировать информацию, делать выводы.
- Коммуникативные:
- Умение участвовать в учебном диалоге, выражать свои мысли и идеи.
- Умение слушать и понимать других, уважать чужое мнение.
- Умение работать в парах и группах, сотрудничать при решении учебных задач.
- Умение представлять результаты своей работы.
Предметные:
- Знание основных версий происхождения Древнерусского государства (“норманнская” и “антинорманнская”).
- Знание этапов формирования Древнерусского государства (объединение Киева и Новгорода).
- Понимание роли первых русских князей в образовании государства.
- Умение показывать на исторической карте территорию Древней Руси в IX-X веках.
- Умение описывать социально-экономические и политические условия, способствовавшие образованию государства.
Формируемые УУД:
- личностные: Самоопределение, смыслообразование, ценностно-нравственная ориентация.
- регулятивные: Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
- познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.
- коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления и повторения).
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно), экран, историческая карта “Образование Древнерусского государства”, иллюстрации, схемы, раздаточный материал.
Структура и ход занятия
Ключевые моменты, которые следует учесть при адаптации технологической карты:
- Уровень подготовки учащихся: Учитывать особенности развития учеников (в коррекционной школе). Упрощать материал, использовать больше наглядности, давать более четкие инструкции.
- Наличие ресурсов: Убедиться, что есть все необходимые ресурсы (карты, иллюстрации, презентация, раздаточный материал).
- Время: Следить за временем, чтобы уложиться в отведенные рамки урока.
- Гибкость: Быть готовым к тому, что придется корректировать свой план в ходе урока, в зависимости от реакции и активности учеников.
- Инклюзивность: Адаптировать задания и материалы для учеников с различными потребностями (использовать крупный шрифт, предоставлять аудиозаписи, предлагать альтернативные варианты выполнения заданий).