Как возникло Древнерусское государство

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 7


Предмет: История. 7 класс.

Раздел 2. Древнерусское государство.

Тема 1. Как возникло Древнерусское государство.

Базовый учебник: “История России. 7 класс” Пузанова, специализированный учебник для коррекционных школ.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об основных версиях и этапах образования Древнерусского государства, выявить факторы, способствовавшие объединению восточнославянских племен.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование чувства уважения к истории своей Родины, к культурному наследию предков.
  • Развитие патриотизма и гражданственности.
  • Формирование представлений о нравственных ценностях, лежащих в основе российской государственности.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности.
    • Умение планировать свою работу, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
    • Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в свою деятельность.
  • Познавательные:
    • Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, исторические карты, иллюстрации, схемы).
    • Умение анализировать и сравнивать исторические факты, выделять главное и второстепенное.
    • Умение устанавливать причинно-следственные связи.
    • Умение обобщать и систематизировать информацию, делать выводы.
  • Коммуникативные:
    • Умение участвовать в учебном диалоге, выражать свои мысли и идеи.
    • Умение слушать и понимать других, уважать чужое мнение.
    • Умение работать в парах и группах, сотрудничать при решении учебных задач.
    • Умение представлять результаты своей работы.

Предметные:

  • Знание основных версий происхождения Древнерусского государства (“норманнская” и “антинорманнская”).
  • Знание этапов формирования Древнерусского государства (объединение Киева и Новгорода).
  • Понимание роли первых русских князей в образовании государства.
  • Умение показывать на исторической карте территорию Древней Руси в IX-X веках.
  • Умение описывать социально-экономические и политические условия, способствовавшие образованию государства.

Формируемые УУД:

  • личностные: Самоопределение, смыслообразование, ценностно-нравственная ориентация.
  • регулятивные: Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
  • познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.
  • коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления и повторения).

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно), экран, историческая карта “Образование Древнерусского государства”, иллюстрации, схемы, раздаточный материал.

Структура и ход занятия

Ключевые моменты, которые следует учесть при адаптации технологической карты:

  • Уровень подготовки учащихся: Учитывать особенности развития учеников (в коррекционной школе). Упрощать материал, использовать больше наглядности, давать более четкие инструкции.
  • Наличие ресурсов: Убедиться, что есть все необходимые ресурсы (карты, иллюстрации, презентация, раздаточный материал).
  • Время: Следить за временем, чтобы уложиться в отведенные рамки урока.
  • Гибкость: Быть готовым к тому, что придется корректировать свой план в ходе урока, в зависимости от реакции и активности учеников.
  • Инклюзивность: Адаптировать задания и материалы для учеников с различными потребностями (использовать крупный шрифт, предоставлять аудиозаписи, предлагать альтернативные варианты выполнения заданий).