Конспект занятия "Путешествие в мир искусства" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Программные задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство восхищения красотой живописи русских художников.
  • Продолжать воспитывать у детей умение видеть и понимать прекрасное, радоваться красоте природы, окружающему миру.
  • Воспитывать заботливое отношение к природе.

Образовательные:

  • Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;
  • Учить детей видеть красоту пейзажной живописи, своеобразной для каждого времени года;
  • Обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений;
  • Активизировать словарный запас: пейзаж, лазурный, иней, белоствольная, оттенки, галерея;

Развивающие:

  • Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, различать их;
  • Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
  • Развивать познавательные способности на основе сформулированных представлений о зимнем времени года;
  • Развивать творческое воображение.

Предварительная работа: знакомство с Третьяковской галереей, профессиями: художник, экскурсовод, искусствовед, наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой на прогулке, экскурсии в лес, беседы о характерных признаках зимы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций русских художников.

Словарная работа: вернисаж, музей, художественная выставка, галерея, П.Третьяков, Эрмитаж, экспозиция, репродукция, мольберт, политра, пленэр, пейзаж, лазурный, иней, белоствольная, оттенки, галерея, белоствольная, композиция.

Ход НООД

Дети входят в зал.

Воспитатель: «Ребята, здравствуйте. Я рада видеть на нашей художественной выставке. Но прежде, чем мы начнем наше путешествие, давайте вспомним, как надо себя вести в подобных местах.»

Воспитатель и дети проговаривают правила поведения на выставке:

Мы на выставку идем.
Как себя мы там ведем?
Очень тихо, не шумим…
Шум мешает остальным!
Бегать, прыгать разве можно?
Нет! Мы ходим осторожно!
И особое вниманье
Уделим мы созерцанью.
Где картины выставляют?
Все ли дети это знают?

Воспитатель: «Ребята, а где мы можем с вами увидеть картины, их созерцать?»

Дети: «Картины мы можем увидеть в музеях, на художественных выставках, вернисажах, и, конечно же, в картинных галереях.»

Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, как называется, и где находится самая известная картинная галерея нашей страны?»(Ответы детей)

Воспитатель: «Сегодня, я приглашаю вас в путешествие в мир искусства.»

Воспитатель: «Но прежде, чем мы начнем наше путешествие, обратите внимание, в нашем зале присутствует ещё одна группа экскурсантов, которые пришли посмотреть представленные здесь репродукции. Давайте с ними тихо поздороваемся, т.к. в музее не принято громко разговаривать.»

Воспитатель: «А мы с Вами, ребята, начнем наше путешествие в мир искусства, знакомство с репродукциями различных художников.»

Воспитатель: «А, кто из вас может мне сказать, почему на нашей выставке мы можем видеть лишь репродукции картин?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, на нашей выставке представлены различные жанры живописи.»

Воспитатель: «Давайте с вами подойдем к первой экспозиции и рассмотрим представленные там работы.»

Первая экспозиция – натюрморты

(Дети подходят к первой экспозиции и рассматривают представленные там работы).

Воспитатель: «Ребята, а теперь мы с вами перейдем к следующей экспозиции.»

Вторая экспозиция – портреты

Воспитатель: «Посмотрите на представленные работы, и скажите, какой жанр живописи представлен здесь?»

(Ответы детей).

- «Скажите, как называются художники, работающие в этом жанре?»

- «Кого изображают в своих работах художники – портретисты?»

(Дети рассматривают репродукции, представленные в этом жанре).

Воспитатель:«А, теперь, я вас хочу пригласить подойти к следующей, нашей экспозиции, и рассмотреть представленные там репродукции.

Третья экспозиция – пейзажи

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним с вами, как называются художники, которые пишут пейзажи?»

(Ответы детей)

- «Посмотрите на репродукции, и может кто-то из вас вспомнит название некоторых из них.»

Воспитатель:«Вы большие молодцы, вспомнили все жанры живописи. А теперь давайте пройдем, и присядем на свои стулья.» (Дети садятся на стулья).

Воспитатель:«Ребята, а сегодня я хочу с вами поделиться хорошей новостью.»

- «Наша коллекция работ пополнилась новой репродукцией уже известного вам художника. Но прежде, чем мы приступим к её рассматриванию, давайте подготовим наши глаза к её восприятию.»

- «Послушные глазки» (гимнастика для глаз)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево поведем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
Глазами смотрят вверх, вниз.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень красивым, зимним пейзажем «Февральская лазурь». Написал ее известный вам уже русский художник Игорь Эммануилович Грабарь.

Воспитатель:«У каждой картины существует своя история её создания, появления. И эта картина не является исключением.»

Воспитатель вносит в зал репродукцию И.Грабаря «Февральская лазурь»

Однажды зимой, Игорь Эммануилович Грабарь приехал на свою дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окно, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!» Художник рисовал, а зимушка ходила все вокруг него и напевала свои песни. Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, - «Февральская лазурь».

(Дети рассматривают картину)

Воспитатель читает стихотворение.

«Зима недаром злится…» Федор Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Воспитатель: «А теперь мы немного отдохнем и к березе подойдем.»

Физкультминутка (Хоровод «Берёзка»)

Потихоньку мы пойдем, в хоровод мы встанем; (заводят хоровод)
И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).
Разойдемся в круг большой, (руки в стороны)
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя, (руки поднимают вверх-вниз)
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя иней серебрится (поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам)
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся). (Дети садятся на места).

Рефлексия

Воспитатель:«Ребята, что вас порадовало в этой картине? Какую мелодию зимы услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на картину? Какой предстает перед нами зима, ее окончание? Какие краски помогли передать февральскую лазурь? В каком уголке картины вам хотелось бы побывать и почему?»

Воспитатель:«Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия. Вам понравилось сегодняшнее знакомство с новой картиной?

- «Скажите, пожалуйста, каким образом мы с вами можем запечатлеть свои эмоции от увиденного?» (Ответы детей)

- «Мы с вами не прощаемся с художественной выставкой, а говорим до свиданья, до новых встреч с миром прекрасного.»

Дети выходят из зала.