Основы гражданского права. Правовая задача на уроках обществознания. 7-й класс Обществознание

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: правонарушение, Право, деструктивное поведение


Цели:

  • формирование читательской грамотности и критического мышления посредством решения правовых задач
  • первичная профилактика деструктивного поведения.

Задачи:

  • продолжить работу с информационной справочной правовой системы «Консультант Плюс»;
  • повторить знания по теме "основы гражданского права";
  • решить правовые задачи по теме урока.

Планируемые результаты:

  • Личностные: умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении правовых задач.
  • Метапредметные:
    • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
    • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
    • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • Предметные:
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Гражданского кодекса, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан - использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности;
  • приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского права.
  • приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности.

Форма проведения урока: практическая работа.

Оборудование: интерактивная доска, интернет, карточки с кейс- ситуациями, планшеты.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний. Целеполагание. (2-3 минуты)

Здравствуйте ребята. Расскажите мне о праве собственности. По действующему законодательству право собственности на имущество можно приобрести разными путями, также существуют разные пути прекращения права собственности. Как вы думаете какие?
Я предлагаю вам сегодня в ходе практического занятия более подробно изучить право собственности и нематериальные блага.

Рассказывают о составляющих права собственности.
Высказывают предположения

Повторение материала (5-7 минут)

Организует работу в группах.
Задания для групп:
- рассказать о видах сделок
- проиллюстрировать примерами два вида сделок
- рассказать о дееспособности
- привести два примера разных видов дееспособности
Организует выступление - отчеты групп.

Работают в группах с текстом 12 параграфа учебника Обществознание: 7 кл. Л.Н.Боголюбов, 2023 год.

Решение кейс-ситуации №1. Закрепление знаний. (10 минут)

 

Мы работаем с правовой информационной системой КОНСУЛЬТАТН ПЛЮС.

 

1. Учитель организует работу с информационной справочной правовой системы «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/. Учитель обязательно работает с интернет-источником - информационно-правовой системой Консультант Плюс, открывает сайт и открывает нужные статьи (статьи главы 14 ГК.Р.Ф.)
1.1.А теперь послушайте правовую задачу №1.
Этим летом жители и дачники сельского поселения муниципального округа К. часто ходили в лес и собирали грибы и ягоды, которые потом сдавали в пункты приема "Лесные дары". Один килограмм черники стоил от 80 р., а грибы высшей категории от 120 рублей за килограмм. Семьи смогли заработать много денег. Пенсионер Василий Васильевич часто упрекал своих соседей, что они воруют у государства природные блага. Потому, что считал, что если лес принадлежит государству, то и его дары надо сдавать бесплатно государству, а не продавать частным лицам. И собрался написать заявление в полицию.
Ребята, используя статьи главы 14, объясните кто прав Василий Васильевич или его соседи.
Организует работу в парах.

Обучающиеся в группах на планшетах открывают сайт с ГК. Р.Ф. и находят необходимые статьи.

Если не могут найти нужную статью обращаются за помощью к учителю.
Работают в парах, отчитываются по решению задачи №1.

Учитель открывает сайт и статьи на интерактивной доске.
Организует работу в группах.
1.2. Выслушивает отчеты групп. Какую статью вы выбрали? Объясните почему? Правильный ответ - ст. ГК РФ Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей. значит соседи пенсионера правы, они могут сдавать ягоды и грибы за деньги, потому что ягоды и грибы после сбора, становятся собственностью людей, которые собрали их.

Обсуждают и принимают решение о том какая статья поможет решить ситуацию из правовой задачи.
1.2.Обучающиеся объясняют свой выбор группы опираясь на статьи кодекса.

Применение знаний (15 минут)

 

1.3. Организует работу в группах по составлению правовой задачи по главе 14 ГК. Р.Ф.: "Ребята вам надо выбрать статью и составить правовую задачу, работать нужно согласно правилам составления правовых задач".
(как правило обучающиеся выбирают ст. 224,225, 230,233)
Учитель открывает на интерактивной доске список статей данной главы.

Глава 14. Приобретение права собственности

Статья 218. Основания приобретения права собственности

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь
создаваемое недвижимое имущество

Статья 220. Переработка

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных
для сбора вещей

Статья 222. Самовольная постройка

Статья 223. Момент возникновения права собственности
у приобретателя по договору

Статья 224. Передача вещи

Статья 225. Бесхозяйные вещи

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник
отказался

Статья 227. Находка

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой,
и вознаграждение нашедшему вещь

Статья 230. Безнадзорные животные

Статья 231. Приобретение права собственности
на безнадзорных животных

Статья 232. Возмещение расходов на содержание
безнадзорных животных и вознаграждение за них

Статья 233. Клад

Статья 234. Приобретательная давность

Напоминает правила составления правовой задачи:
Шаг 1. Кейс-ситуация ("дано"):
‒ записать участников и их действия;
‒ записать вопрос, на который нужно ответить при решении задачи.
Шаг 2. Анализ ситуации:
‒ оценить деструктивное поведение у нарушителя;
‒ найти нужную статью кодекса, используя систему «Консультант Плюс».
Шаг 3. Решение правовой задачи:
‒ записать ответ на вопрос к правовой задаче;
‒ высказать оценочные суждения о степени наказания за нарушение правовой нормы, а значит, за проявление деструктивного поведения.
Организует обсуждения задач и ответов обучающихся.
Предлагает сделать вывод о способах приобретения права собственности.

Ребята работают в группах
(количество групп зависит от наполняемости класса).
Выбирают статью и составляют правовую задачу, работают согласно правилам составления правовых задач.
Зачитывают классу свои задачи. Одноклассники решают правовые ситуации.

Решение кейс-ситуации №2. Применение новых знаний. (5-7 минут)

2.1. Ребята, во время Новогоднего концерта в школе, советник по воспитанию фотографировал и вел видеосъемку выступающих старшеклассников. Некоторые старшеклассники этим были очень не довольны потому, что считают что школа нарушила границы частной жизни, так как директор не спросил у них разрешения на такие действия. Даже поговаривали, что надо требовать возмещения морального вреда. Имела ли право администрация школы фотографировать и вести видеосъемку выступающих школьников?
Объясните свою точку зрения, используя статьи главы 8 ГК. Р.Ф. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
5142/1f073886be6b1edd0daf12e6d371ff4ec64e77bb/

2.2. Учитель организует самостоятельную работу в группах.
2.3. Учитель организует отчеты групп. И показывает на интерактивной доске верные статьи, которые помогают решить данную правовую задачу.
Группы, используя статьи Гражданского кодекса, объясняют, что директор школы ничего не нарушил.
2.4. Ребята, теперь вы сможете объяснить своим старшим друзьям, своим родителям, что согласие на фотографии и видеозапись не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях) (ГК.Р.Ф.ст.152.1)

2.1.Высказывают предположения
2.2. В ходе групповой работы обучающиеся самостоятельно открывают ГК. Р.Ф. в справочной правовой системе «Консультант Плюс» и осуществляют поиск нужных статей. В случае затруднения обращаются за помощью к учителю.
2.3. Проанализировав положения статей, группы отвечают на вопросы.
2.4. Объясняют важность понимания данной статьи.

Итог урока. (2-3 минуты)

 

Рефлексия.
Ребята, гражданские правоотношения стали вам понятнее?
Полученный опыт способствует формированию законопослушного поведения?

Высказывают свое мнение.

Домашнее задание: повторить параграф 12, вопросы и задания (у)