Сказки и математика. Как использовать литературные тексты на уроках математики

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1


Современные тенденции в педагогике всё больше внимания уделяют интеграции различных учебных предметов. Такой подход помогает детям осваивать учебные дисциплины с разных сторон, развивает гибкость мышления и формирует целостное восприятие мира. Одним из интересных и эффективных способов разнообразить уроки математики является включение в них литературных текстов, в частности, сказок. Литература может стать мощным инструментом, который не только оживит занятия, но и поможет детям по-другому взглянуть на математические задачи, стимулируя их познавательный интерес.

Зачем использовать сказки на уроках математики?

Использование сказок на уроках математики позволяет:

  • Поддерживать интерес к предмету. Уроки математики, сопровождающиеся литературными отрывками, превращаются в увлекательное занятие, а задачи становятся более понятными и значимыми для детей.
  • Развивать воображение и творческое мышление. Через сказочные сюжеты дети лучше понимают абстрактные математические понятия, находят нестандартные решения и самостоятельно интерпретируют задачи.
  • Формировать эмоциональную связь с математикой. Сказочные сюжеты помогают детям воспринимать математику как увлекательный процесс, снижают уровень тревожности и способствуют повышению мотивации к обучению.

Методы использования сказок на уроках математики

1. Задачи на основе сказочных сюжетов

Для создания математических задач можно брать сюжеты из популярных сказок. Например:

  • "Три поросенка". Учащимся можно предложить посчитать количество кирпичей, необходимых для постройки каждого домика, если каждому поросёнку требуется определённое количество материала.
  • "Репка". Сюжет о персонажах, которые тянут репку, может стать основой для задач по порядковым числам и последовательности действий.
  • "Колобок". Можно предложить задачу на движение и расстояние, подсчитав, какое расстояние мог преодолеть колобок от бабушки и дедушки до леса.

Эти задачи пробуждают у детей интерес к решению математических задач, поскольку они вовлекаются в знакомые, интересные и понятные сюжеты.

2. Математические понятия через сказочные истории

Сказки позволяют интегрировать в уроки конкретные математические понятия, например, числа, формы, симметрию и последовательность:

Сказка "Золотой ключик". В сказке можно обсудить ключ, его форму и симметричность. Ученикам можно предложить задания на изучение симметрии с использованием рисунков ключей и замков.

Числа и количество. Сказки часто содержат указания на числа и количества (три поросёнка, семь козлят, три медведя). Учитель может предложить детям задачи на сложение, вычитание, умножение, используя данные об этих количествах. Например: "Сколько нужно пирожков испечь бабушке, если у неё и дедушки каждый день будет приходить к обеду три поросенка?"

3. Геометрические фигуры в литературных сюжетах

Математику также можно интегрировать в уроки с помощью геометрических фигур:

  • "Три медведя". У каждого медведя в сказке есть собственная кровать, стул, миска. Это можно использовать для изучения размеров, форм и пропорций, сравнения предметов по длине и ширине.
  • Домики персонажей. Многие герои сказок живут в домах, отличающихся по форме и структуре. Например, можно сравнить квадратные и треугольные крыши домиков, обсудить, почему разные дома подходят для разных условий (например, кирпичный дом у третьего поросёнка).

4. Задания на логическое мышление и комбинаторику

Сказочные сюжеты могут быть основой для заданий на развитие логического мышления:

  • "Курочка Ряба". Задача по разгадыванию последовательностей, если курочка несёт золотые яйца через определённые промежутки времени.
  • Комбинаторные задачи. Например, можно предложить детям задачу: "Семеро козлят хотят выстроиться в ряд, чтобы сделать фотографию. Сколько различных способов выстроиться у них есть?"
  • Логические задачи такого рода учат детей систематизировать информацию и выстраивать решения на основе анализа сюжета.

5. Практические задания и игры

Задания можно дополнить практическими занятиями, позволяющими детям наглядно осмыслить математические понятия:

Ролевая игра по сказке. Например, дети могут по ролям "выстроиться" как герои сказки "Репка", а затем провести подсчёт участников и определить последовательность событий.

Математические пазлы и головоломки. Учитель может создать пазлы или картинки из сказок с разными геометрическими фигурами, а дети должны будут составить из этих элементов общую картину, анализируя фигуры и формы.

Преимущества интеграции сказок в уроки математики

Использование сказок на уроках математики обладает несколькими существенными преимуществами:

  1. Повышает интерес к обучению. Дети легче вовлекаются в процесс, когда могут соотнести задачи с знакомыми сюжетами.
  2. Развивает межпредметные связи. Интеграция математики с литературой помогает развить более глубокое понимание обеих дисциплин, а также демонстрирует практическое применение математических знаний.
  3. Снижает уровень тревожности. Для многих младших школьников математика связана со стрессом, однако литературные тексты создают более комфортную и привычную атмосферу, что позволяет детям легче воспринимать задачи.

Формирует навыки анализа и синтеза. Дети не просто выполняют вычисления, но учатся понимать математические законы через знакомые образы и сюжеты, что стимулирует их аналитическое и творческое мышление.

Интеграция сказок и литературных текстов в уроки математики в начальной школе является эффективным педагогическим приёмом. Такая методика не только позволяет сделать математику более интересной и доступной для детей, но и развивает их творческое и критическое мышление. Уроки с использованием сказок помогают детям почувствовать математику как неотъемлемую часть их жизненного опыта и открывают перед ними возможности увлекательного изучения сложных понятий. Учителя начальных классов могут активно применять этот подход, чтобы пробудить у учеников любовь к математике и сформировать у них стойкий интерес к изучению предмета.

Список литературы

  1. Бойко Л.В., Лобанова Е.М., Василенко И.В. Некоторые способы активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики // Символ науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-sposoby-aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-uroke-matematiki
  2. Коломеец Алена Владимировна Продуктивная деятельность дошкольников на занятиях с математическим содержанием // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/produktivnaya-deyatelnost-doshkolnikov-na-zanyatiyah-s-matematicheskim-soderzhaniem
  3. Панишева Ольга Викторовна, Овчинникова Марина Викторовна Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как способ осуществления межпредметных связей математики и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-kak-sposob-osuschestvleniya-mezhpredmetnyh-svyazey-matematiki-i-literatury