Сотрудничество педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях образования

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время не просто большое внимание уделяется дошкольному воспитанию, а предъявляются повышенные требования. Возрастание роли образования меняет отношение и к дошкольным учреждениям. Как воспитали, чему научили, как подготовили к школе. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воспитания, способах обучения. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что ее успешность зависит от согласованности действий в воспитании детей. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе. Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

Основными целями сотрудничества детского сада и семьи – во-первых это создание в детском саду необходимых условий, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, а во-вторых это повышение педагогической образованности родителей в области воспитания.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и других.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится:

«Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Но ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.»

Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что родители являются первыми педагогами.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В соответствии с этим формируется позиция дошкольного учреждения в работе с родителями.

Так в «Положении о взаимодействии с семьями воспитанников» детского сада определены основные задачи по работе с родителями:

2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.

2.2. Задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;
  • выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;
  • выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис личностной культуры детей;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
  • повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка;
  • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия;
  • организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и т.д.;
  • создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

Как родители, так и педагоги хотят видеть своих детей не только образованными, но и здоровыми и счастливыми. Поэтому задача родителей поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. А задача педагогов прислушиваться к пожеланиям родителей, знающих о своем ребенке все индивидуальные особенности.

Взаимодействие педагога и родителя будет полезно обоим, но только в случае доверительного отношения друг к другу, когда педагог не поучает, а советует. Родитель должен понять, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаем работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей меньшинство.

Воспитатели составляют «План работы с родителями» для каждого возраста. Его содержание определяется задачами, стоящими перед садом и конкретными условиями ее работы. План работы согласовывается со старшим воспитателем.

«План работы с родителями» определяет методы и формы работы с родителями.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то есть работы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В нашем ДОУ для осуществления взаимодействий педагогов и родителей используются разные формы работы, коллективные и индивидуальные:

Индивидуальные – анкетирование и тестирование, беседы, консультации, встречи.

Коллективные мероприятия помогают информировать родителей о ходе образовательного процесса, его результатов:

  • Совместные мероприятия педагогов с родителями - родительские собрания, анкетирования и тестирования, беседы в виде «Круглого стола», конференции, консультации с психологом и логопедом, встречи с администрацией, работа родительского комитета.
  • Информационные стенды в группах и на территории сада, чаты детского сада в социальных сетях
  • Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей - дни открытых дверей (с просмотром образовательной деятельности), встречи с интересными людьми, турниры и спортивные соревнования, детские концерты и праздники, семейные конкурсы (внутри сада и городские), оформление групп, проектная деятельность.

Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Все эти формы работы с родителями помогают:

  • Заинтересовать родителей в организации совместной деятельности педагога и родителя, родителя и ребенка.
  • Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил хорошего поведения.
  • Показать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
  • Подчеркнуть ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Привлечь внимание родителей к различным формам совместной с детьми (совместное чтение художественной литературы, игровой, трудовой, исследовательской, проектной и продуктивной, художественной деятельности) в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром.