Цель:
- показать знание и умение детей по формированию элементарно математических представлений;
- содействовать формированию у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материла.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание детей о днях недели;
- уметь выкладывать числовой ряд от 1 до 10;
- уметь называть предшествующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- закреплять умение измерять длину предметов способом наложения и приложения (полоски бумаги);
- закрепить знание основных цветов:
- продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости листа;
- располагать изображение в указанном направлении;
- отражать в речи их пространственном расположение (вверху, внизу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и т. д.)
- закреплять понимание отношений между числами натурального ряда и уравнивать их;
- умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10
- закрепить знание детей о геометрических фигурах и умение составлять из частей целое по образцу воспитателя.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, внимание
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества в игре и образовательные деятельности;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность и активность прививать;
- прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, сопереживать им.
Здоровьесберегающие:
- обеспечение эмоционального благополучия детей в процессе образовательной деятельности;
- своевременная смена статического положения детей
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие;
- игровые
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций);
- словесный (указание, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- командная
Дидактический демонстрационный материал:
- магнитная доска;
- плоскостные изображения Чебурашки разных размеров;
- плоскостное изображение старухи Шапокляк;
- плоскостное изображение родителей Чебурашки;
- цифры от 1 до 10;
- карта–схема (образец);
- иллюстрация с изображением детского сада, аэропорта, самолета, поляны и тропического леса;
- карточки-образцы с изображением Дома-Дружбы из геометрических фигур для каждой команды;
- 2 полоски картона разной длины, но одной ширины;
- 5 маленьких плоскостных апельсиновых деревьев;
- коробка-посылка с апельсинами
Раздаточный материал:
- бейджики разного цвета с именем на каждого ребенка;
- лист бумаги формат А2 на каждого ребенка;
- цветные карандаши;
- двухполосные карточки на каждого ребенка;
- карточки с изображением цветов и бабочек по 7 штук на каждого ребенка;
- 4 набора с геометрическими фигурами для выкладывания Дома Дружбы на каждую команду;
- 4 листа картона
Ход ООД
– Ребята, здравствуйте! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим наши улыбки.
– Друзья, отгадайте загадку:
Знают взрослые и дети:
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка,
Он игрушка…
(Чебурашка)
– Правильно, ребята!
– Это Чебурашка.
– Он к нам пришел за помощью.
– Чебурашка соскучился по своей семье и друзьям, которые живут в экзотической стране в тропическом лесу.
– Он очень хочет вернуться домой.
– Поможем ему, ребята?
– Да!
– Чтобы Чебурашка смог вернуться домой, вам предстоит справиться с трудными заданиями, которые встретятся вам на пути.
– Готовы?
– Тогда в путь!
I. Разминка «Игра с мечом» (на ковре)
– Сколько дней в неделе?
– Сколько рабочих дней?
– Сколько выходных?
– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера?
– Какой будет завтра?
– Какой день недели первый?
– Назови выходные дни.
– Давайте расскажем, чем вы занимаетесь в каждый из этих дней!
Физкультминутка «Дни недели»
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.
А в субботу, в воскресенье целый день я отдыхал.
– Молодцы!
– Ребята, нам нужно успеть в аэропорт на самолет. Но путь в аэропорт заколдовала вредная старуха Шапокляк.
Расколдовать этот путь в мы можем только, если выполним ее задание.
– Обратите внимание на доску. Что вы видите?
– Правильно! Это числа.
– Шапокляк их поссорила.
II. Первое задание будет: «Помири числа»
(Даю детям задание расставить числа от 1 до 10 по порядку. Ребята выполняют задание и проверяют его правильность выполнения.)
Друзья, Шапокляк поссорила между собой все числа.
Они все разбежались.
Нам нужно их помирить.
– Арина, расставь все числа по порядку 1 до 10.
– Ребята, давайте посчитаем от 1 до 10. А теперь обратно.
– Леон, посчитай пожалуйста от 5 до 9.
– Аиша, посчитай пожалуйста от 3 до 8.
– Тимофей, посчитай пожалуйста от 7 до 2.
– Милана, назови пожалуйста, предшествующее число числа 8, 6, 4.
– Шамиль, назови последующее число числа 2, 5, 9.
– Мирон, назови число, живущее между числами 3 и 5.
– Мадина, назови число, живущее между числами 4 и 6.
– Ребята, какие вы молодцы! Вы сумели примирить числа и расколдовать дорогу.
III. Сравнить дороги
– У нас новое препятствие: здесь две дороги, ведущие в аэропорт.
– Одна длинная, а другая – короткая.
– Подумайте и ответьте, по какой дороге мы быстрее доберемся в аэропорт.
– Правильно. По короткой.
– Как проверить, какая из дорог длинная, а какая короткая?
– Методом приложения и методом наложения.
(Вызываю двоих детей. Один выполняет задание методом приложения, а другой выполняет задание методом наложения).
– Молодцы. C этим заданием вы справились! Скорее на самолет!
Физкультминутка «Самолет»
Залезаем в самолет.
Заводи мотор, пилот.
Стекла очищает,
Кнопки нажимает,
Приготовился в полет,
Авиаторы- вперед!
– Вот мы и прилетели в экзотическую страну, где живет семья Чебурашки.
А чтобы мы смогли пройти дальше, нам нужна карта-схема.
Давайте ее нарисуем. Но сначала поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
(разводят руки)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(имитируют бег пальцами по столу)
IV. Ориентировка на листе бумаги
– Нарисуйте верхнем углу – облако.
– В правом нижнем углу – бабочку.
– В середине листа – дерево.
– В правом верхнем углу – солнце.
– В левом нижнем углу – цветок.
– По нижнему краю листа – траву.
– Давайте проверим, у всех ли получилось так, как у меня?
(Воспитатель выставляет на доску свой образец. Дети проверяют свои карты-схемы и сравнивают с образцом воспитателя).
– У кого так же покажите «класс».
– Есть ли среди вас те, у кого не получилось?
– Не переживайте. Мы потренируемся с вами, и все получится!
– Движемся дальше.
– И вот мы с вами оказались лесу на поляне.
- А тут бабочки никак не могут поделить межу собой цветы.
- Наша задача: сделать так, чтобы у каждой бабочки был свой цветок.
V. Работа с карточками
– Выложите на верхнюю полоску слева направо 7 цветов.
– А на нижнюю – 6 бабочек.
– Ева, сосчитай, пожалуйста, сколько ты выложила цветов на верхнюю полоску? Сосчитай. У всех так?
– Амир, сосчитай, пожалуйста, сколько ты выложил на нижнюю полоску бабочек.
– Кого больше бабочек или цветов?
– Насколько больше бабочек, чем цветов?
– Насколько меньше цветов, чем бабочек?
– Что нам нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?
(Дети уравнивают разными способами).
– Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились на «отлично».
(Выставить на «поле» плоскостные фигуры родителей Чебурашки)
– Посмотрите, это же родители нашего Чебурашки.
– Ребята, а давайте для Чебурашки, его родителей и их друзей построим Дома Дружбы, чтобы им было, где жить и играть.
– Давайте!
– По образцу, который стоит на подставке на вашем столе, вы самостоятельно на листе картона должны выложить из геометрических фигур Дом Дружбы.
– Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дом мы строим выше, выше»
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша!
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
1, 2, 3, 4, 5,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели!
– Вы превратитесь в настоящих строителей.
– Но сначала нужно разделиться на 4 команды.
(Дети делятся на 4 команды по цвету бейджиков. У каждой команды на столе образец Дома Дружбы. Все образцы «Домов» разные)
– Чья команда первая построит дом, поднимите вверх большой палец.
(Воспитатель спрашивает каждую команду из каких геометрических фигур построены их дома).
– Молодцы, ребята!
- Вы построили настоящие прочные Дома Дружбы для Чебурашки, его семьи и друзей.
– Чебурашка говорит вам «большое спасибо».
– А нам пора возвращаться в детский сад.
– Давайте дружно скажем:
«Вокруг себя обернись и в детском саду окажись!»
– Вот мы и вернулись в группу.
– Вам понравилось наше путешествие?
– Что вам больше всего понравилось?
– Что больше всего запомнилось?
– Какое задание для вас было самым трудным?
– А какое самым легким?
– Вы были внимательными и сообразительными. Помогали друг другу. Поэтому вы так хорошо справились со всеми трудными заданиями и помогли Чебурашке вернуться к своей семье и друзьям.
– В знак благодарности Чебурашка прислал вам посылку.
– А что там лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Ярок он, как солнца луч,
Вкусен, сочен и пахуч,
В каждой дольке витамин,
Вот, отведай...
(Апельсин)
– Всем спасибо!