Презентация на тему "Детская агрессия"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2

Ключевые слова: детская агрессивность, агрессивное поведение детей


Такие эмоции как гнев, агрессия можно назвать разрушительными, т.к. они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с др. людьми. Они – постоянные причины конфликтов. Агрессию надо делить на биологически необходимую, которая поддерживает жизнь и разрушительную, т.е. враждебную.

Как же выглядит агрессивный ребенок? Мы видим этого человека ершистого, грубого, от которого так и вылетают стрелы, колючки, как у ежа. Он пытается всех разозлить, зацепить. И в то же время агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке, помощи взрослых, т.к. его агрессия-прежде всего отражение внутреннего дискомфорта – неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг. Он часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть их.

Рассмотрим более конкретно отчего возникают гнев и агрессия. Гнев – это чувство вторичное и происходит он от переживаний совсем другого рода – боль страх и обида (пример с дочкой, с уколом). Эти чувства страдательные, поэтому их нелегко высказать о них умалчивают, боясь унизиться или показаться слабым. Иногда человек сам их не осознает.

В свою очередь страдательные чувства возникают из-за неудовлетворенных потребностей (чтобы его любили, понимали, признавали, уважали) чтобы у него был успех, он мог реализовываться.

Возвращаясь к схеме, увидим, что есть слой еще глубже – это наша самооценка, которая складывается у нас с раннего возраста, через взрослых. Если его принимают и понимают – то он вырастет с положительным отношением к себе. У маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ строится извне. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

В самом начале (в центре) самая драгоценность этой схемы – ощущение энергии жизни. Это некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое малыш реально переживает. Судьба этого чувства динамична. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви у ребенка складывается ощущение: со мной все в порядке, я хороший, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение, что со мной что-то не так, я - плохой.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Огромную роль играет семейное воспитание, характер наказаний. Семейная атмосфера – отчуждения, постоянные ссоры, стрессы, отсутствие единства требований к ребенку или ребенку предъявляются слишком суровые требования.

Неумение ребенком управлять своим поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения и общения

Как сказано в предыдущем слайде на проявление агрессии, особенно в дошкольном возрасте влияет семейное воспитание:

  1. Резкое подавление агрессивного поведения (не смей так говорить, прекрати!), когда запрещают любые формы проявления гнева. При этом происходит подавление эмоций, что может привести к эмоциональным расстройствам. Ребенок сможет прекратить сейчас, но выплеснет свои эмоции потом, в др. месте. Поступают так, потому что копируют поведение самих родителей
  2. Игнорирование агрессивных вспышек (либо не замечают агрессии реб., или считают, что ребенок мал) – ребенок продолжает действовать агрессивно. И проявление агрессии в дальнейшем как устойчивая поведенческая черта. Ребенок думает, что делает все правильно и агрессивные формы закрепляются в черту характера.
  3. Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим (если родители видят, что ребенок агрессивен, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев). Родители объясняют как надо вести себя в определенных ситуациях. Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так, потому что не знают, как поступить иначе. Их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнуться на предложения.

Помощь агрессивным детям должна проводиться в 3 направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева-недостойная реакция. Эту мысль нам с детства внушают взрослые. Однако, сдерживать эти эмоции нельзя и даже вредно. Человек может стать своеобразной копилкой гнева. Загнав гнев внутрь человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже на того кто подвернется под руку.
  2. Формирование способности к эмпатии. Эмпатия - способность чувствовать состояние другого человека, умение встать на его позицию. Как правило, агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии. Одной из форм такой работы может быть ролевая игра.
  3. Обучение детей навыкам распознавания….

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. В глубине души он уверен в обратном, это все вокруг агрессивны. Детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.

Презентация