Такие эмоции как гнев, агрессия можно назвать разрушительными, т.к. они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с др. людьми. Они – постоянные причины конфликтов. Агрессию надо делить на биологически необходимую, которая поддерживает жизнь и разрушительную, т.е. враждебную.
Как же выглядит агрессивный ребенок? Мы видим этого человека ершистого, грубого, от которого так и вылетают стрелы, колючки, как у ежа. Он пытается всех разозлить, зацепить. И в то же время агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке, помощи взрослых, т.к. его агрессия-прежде всего отражение внутреннего дискомфорта – неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг. Он часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть их.
Рассмотрим более конкретно отчего возникают гнев и агрессия. Гнев – это чувство вторичное и происходит он от переживаний совсем другого рода – боль страх и обида (пример с дочкой, с уколом). Эти чувства страдательные, поэтому их нелегко высказать о них умалчивают, боясь унизиться или показаться слабым. Иногда человек сам их не осознает.
В свою очередь страдательные чувства возникают из-за неудовлетворенных потребностей (чтобы его любили, понимали, признавали, уважали) чтобы у него был успех, он мог реализовываться.
Возвращаясь к схеме, увидим, что есть слой еще глубже – это наша самооценка, которая складывается у нас с раннего возраста, через взрослых. Если его принимают и понимают – то он вырастет с положительным отношением к себе. У маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ строится извне. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
В самом начале (в центре) самая драгоценность этой схемы – ощущение энергии жизни. Это некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое малыш реально переживает. Судьба этого чувства динамична. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви у ребенка складывается ощущение: со мной все в порядке, я хороший, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение, что со мной что-то не так, я - плохой.
Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
Огромную роль играет семейное воспитание, характер наказаний. Семейная атмосфера – отчуждения, постоянные ссоры, стрессы, отсутствие единства требований к ребенку или ребенку предъявляются слишком суровые требования.
Неумение ребенком управлять своим поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения и общения
Как сказано в предыдущем слайде на проявление агрессии, особенно в дошкольном возрасте влияет семейное воспитание:
- Резкое подавление агрессивного поведения (не смей так говорить, прекрати!), когда запрещают любые формы проявления гнева. При этом происходит подавление эмоций, что может привести к эмоциональным расстройствам. Ребенок сможет прекратить сейчас, но выплеснет свои эмоции потом, в др. месте. Поступают так, потому что копируют поведение самих родителей
- Игнорирование агрессивных вспышек (либо не замечают агрессии реб., или считают, что ребенок мал) – ребенок продолжает действовать агрессивно. И проявление агрессии в дальнейшем как устойчивая поведенческая черта. Ребенок думает, что делает все правильно и агрессивные формы закрепляются в черту характера.
- Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим (если родители видят, что ребенок агрессивен, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев). Родители объясняют как надо вести себя в определенных ситуациях. Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей.
Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так, потому что не знают, как поступить иначе. Их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнуться на предложения.
Помощь агрессивным детям должна проводиться в 3 направлениях:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева-недостойная реакция. Эту мысль нам с детства внушают взрослые. Однако, сдерживать эти эмоции нельзя и даже вредно. Человек может стать своеобразной копилкой гнева. Загнав гнев внутрь человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже на того кто подвернется под руку.
- Формирование способности к эмпатии. Эмпатия - способность чувствовать состояние другого человека, умение встать на его позицию. Как правило, агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии. Одной из форм такой работы может быть ролевая игра.
- Обучение детей навыкам распознавания….
Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. В глубине души он уверен в обратном, это все вокруг агрессивны. Детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.