«Музей - это не только хранитель,
это и воспитатель».
Д.С.Лихачев
Школьный музей - является точкой преломления культуры и образования. Главное отличите школьного музея в том, что те, кто создают школьный музей (учащиеся, педагоги), являются и его основными «потребителями» или «пользователями».
В связи с все более возрастающей ролью школьных музеев, возник такой термин, как «музейная педагогика».
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея на подрастающее поколение, а также с определением музея в системе учреждения образования».
Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
- Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им.
- Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, предполагающая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
Музейная коммуникация – социальное взаимодействие субъектов (музея и посетителя).
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Существуют следующие направления деятельности школьного музея:
- Поисково-собирательское;
- Экспозиционное (оформительское);
- Экскурсионное;
- Культурно-массовое: мероприятия, дела.
- Поисково-собирательское направление. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляют его гражданскую позицию, ценностные ориентиры и приоритеты.
Наш школьный музей «Память поколений» начал функционировать в сентябре прошлого учебного года. Была пройдена паспортизация и музей вошел в Федеральный реестр и зарегистрирован на Портале школьных музеев РФ.
Наверное, у вас возникает вопрос: каким образом нам удалось пройти паспортизацию, если музей только начал свою работу?
Дело в том, что организация поисково-исследовательской работы с учащимися началась еще задолго до этого. Мною, как учителем истории, была организована работа по сбору информации о ветеранах-земляках ВОВ, о наших выпускниках-участниках СВО. Причем, в данной работе использовались разные формы работы: и массовая, и групповая, и индивидуальная. Результатом этой работы стали индивидуальные и групповые проекты.
В частности, с таким проектом в последующем мы вышли на региональный уровень и заняли 2-е и 3-е места в конкурсе проектов «Высший пилотаж» и в научно-практической конференции «Опыт прошлого – достижение будущего».
Экспозиционное (оформительское) направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью музейных предметов.

Массовая форма работы в экспозиционном направлении реализовывалась следующим образом. Ученикам всех классов среднего и старшего звена было дано задание: найти предметы прошлого, изучить их историю создания и использования. В результате собранной информации о принесенных экспонатах ребята получали текущие отметки по истории, что, безусловно, тоже являлось для них мотивацией к этой деятельности.
Массовая форма работы в экспозиционном направлении реализовывалась следующим образом. Ученикам всех классов среднего и старшего звена было дано задание: найти предметы прошлого, изучить их историю создания и использования. В результате собранной информации о принесенных экспонатах ребята получали текущие отметки по истории, что, безусловно, тоже являлось для них мотивацией к этой деятельности.

Также, в рамках массовой формы работы по этому направлению за каждым классом были закреплены фамилии выпускников школы, которые являются участниками СВО и фамилии ветеранов ВОВ, проживавших в нашем селе. В результате, были созданы такие экспозиции, как «Наши земляки – участники СВО» и «Бессмертный полк».

В Инвентарной книге нашего музея, зафиксирована информация об источнике поступления экспоната. В основном, это ученики разных классов нашей школы. Таким образом, была создана экспозиция «Прошлое моего села» в нашем школьном музее.
Кстати, если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса:
- на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции;
- на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования;
- на уроках труда – его изготавливать;
- на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов;
- на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость;
- на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.
Экскурсионное направление. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
- экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
- содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
- экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно и интересно, мною была собрана группа учащихся, желающих освоить экскурсионное дело. Группа была ознакомлена с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и с правилами её проведения. В настоящее время старшеклассниками в нашей школе проводятся экскурсии для учащихся всех классов и гостей школы.
Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозициям, встреч с участниками Великой Отечественной войны и СВО, работа с местным населением.
В рамках данного направления мы проводим встречи учащихся среднего и старшего звена с нашими выпускниками - участниками СВО
Также, в рамках этой работы проводятся мероприятия, приуроченные к знаменательным датам истории нашей страны.
Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, работа музея не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации.
Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Немецкий учёный Г.Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
В фойе нашей школы можно увидеть стенд с рисунками и сочинениями учащихся нашей школы на тему «Мои впечатления от посещения школьного музея».
Также, у нас есть Книга отзывов и предложений, информация из которой помогает нам развиваться и планировать дальнейшую работу.
Духовно-нравственное воспитание школьников в сфере музейной педагогики – это, как одна сфера развития из множеств других возможных, а именно для того, чтобы знать своё прошлое, настоящее и планировать будущее - она необходима как внеурочная деятельность. И музейная педагогика очень хорошо помогает в развитии духовно-нравственных качеств детей и школьников с ранних возрастов до старших классов.