Конспект занятия по ФЭМП для детей 5–6 лет «Математические приключения»

Разделы: Математика

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цели:

  • закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Задачи:

  • тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке;
  • умение составлять числовой ряд;
  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
  • воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
  • развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
  • воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: картинки «старичок-Лесовичок», пазлы «гусеница», «муравей»; карточки для физкультминутки, магнитная доска, поднос, цветы из картона красного, желтого и зеленого цвета.

Раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 10; цветные карандаши, листы бумаги для графического диктанта.

Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.

Содержание занятия

К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам. С нами пойдет Старичок-лесовичок, он все тропинки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

1. А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».

  • Сколько пальцев на одной руке?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  • Сколько концов у двоих палок?
  • У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
  • На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  • Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

2. Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Сосчитай-ка» пришли. А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались. Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд! У вас на столах лежат математические наборы, а в них цифры, разложите от 1 до 10. (Дети выполняют задание).

Саша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Маша, посчитай по-другому, в обратном порядке (обратный счет от 10 до 1).

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

  • Какое число вы поставили между числами 7 и 9
  • Какое число вы поставили между числами 1 и 3
  • Какое число вы поставили между числами 4 и 6
  • Назовите соседей числа 6,2,4.9,
  • Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Пойдемте за Старичком-лесовичком по тропиночке дальше.

3. Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Геометрические загадки».

Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка-лесовичка?

1.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (круг)

2.

Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (треугольник)

3.

С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня…(квадрат)

4.

Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня…(овал)

5.

Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (прямоугольник)

- А сейчас игра «Волшебные фигуры».

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на доску: что вы видите?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Почему он грустный?

Дети: Потому что он один, рядом нет его друзей.

Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?

Дети: с кругом, квадратом, овалом, треугольником.

Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружает. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой

Воспитатель: Тарелка, дверь, крыша дома, огурец, грань кубика.

Работаем на полоске с красным значком простым карандашом.

Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Дети: треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, круг.

Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: сколько их?

Дети: 5.

Воспитатель: Молодцы, справились вы с этим заданием.

4. Шли шли, мы, шли, а вот привал впереди. А называется он «Физкультминутка»

Старичок-Лесовичок хочет с нами поиграть.

Физминутка

В понедельник я купался. (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался («умываемся»)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.

Воспитатель: Молодцы, занимайте свои рабочие места.

5. Вот и наша следующая остановка. «Мозговой штурм». Готовы к выполнению заданий?

Вам необходимо ответить на вопросы.

  1. Какой день недели сегодня?
  2. Какой день недели был вчера?
  3. Какой день недели будет завтра?
  4. Назовите первый месяц лета.
  5. Назовите третий месяц весны.
  6. Сколько пальцев на одной руке?
  7. Сколько углов у треугольника?
  8. А когда вы идете домой, какое время суток?
  9. Какое время года сейчас?
  10. Сколько раз в году бывает день рождения?
  11. А когда идет снег, то какое время года?
  12. Сколько ушей у двух мышей?

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы.

6. Воспитатель: Шли мы, шли а вот и следующий привал «Собирай-ка»

Воспитатель: Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда подойдите к первому столу. Выполнив задание, мы узнаем, кто помогает Старичку-Лесовичку путешествовать по математическим тропинкам.

7. Команда собирает из пазлов гусеницу, вторая-муравья.

8. Подведение итогов

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Что вас удивило?

- Что запомнилось?

9. Итог занятия

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята если вам понравилось наше путешествие, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите красный цветок и приклейте его на полянку. Если вы допускали ошибки, то возьмите зеленый цветок. А если вам не понравилось путешествие и с заданиями вы не справились, то возьмите желтый цветок. (Дети приклеивают цветы на полянку). Спасибо вам за активность на занятии, занятие окончено)