Цели:
- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
Задачи:
- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке;
- умение составлять числовой ряд;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Демонстрационный материал: картинки «старичок-Лесовичок», пазлы «гусеница», «муравей»; карточки для физкультминутки, магнитная доска, поднос, цветы из картона красного, желтого и зеленого цвета.
Раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 10; цветные карандаши, листы бумаги для графического диктанта.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Содержание занятия
К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам. С нами пойдет Старичок-лесовичок, он все тропинки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
1. А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».
- Сколько пальцев на одной руке?
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
- Сколько концов у двоих палок?
- У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
- На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
- Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
2. Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Сосчитай-ка» пришли. А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались. Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд! У вас на столах лежат математические наборы, а в них цифры, разложите от 1 до 10. (Дети выполняют задание).
Саша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Маша, посчитай по-другому, в обратном порядке (обратный счет от 10 до 1).
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
- Какое число вы поставили между числами 7 и 9
- Какое число вы поставили между числами 1 и 3
- Какое число вы поставили между числами 4 и 6
- Назовите соседей числа 6,2,4.9,
- Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Пойдемте за Старичком-лесовичком по тропиночке дальше.
3. Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Геометрические загадки».
Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка-лесовичка?
1.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (круг)
2.
Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (треугольник)
3.
С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня…(квадрат)
4.
Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня…(овал)
5.
Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (прямоугольник)
- А сейчас игра «Волшебные фигуры».
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на доску: что вы видите?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Почему он грустный?
Дети: Потому что он один, рядом нет его друзей.
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: с кругом, квадратом, овалом, треугольником.
Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружает. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой
Воспитатель: Тарелка, дверь, крыша дома, огурец, грань кубика.
Работаем на полоске с красным значком простым карандашом.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, круг.
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: геометрические фигуры
Воспитатель: сколько их?
Дети: 5.
Воспитатель: Молодцы, справились вы с этим заданием.
4. Шли шли, мы, шли, а вот привал впереди. А называется он «Физкультминутка»
Старичок-Лесовичок хочет с нами поиграть.
Физминутка
В понедельник я купался. (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался («умываемся»)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Молодцы, занимайте свои рабочие места.
5. Вот и наша следующая остановка. «Мозговой штурм». Готовы к выполнению заданий?
Вам необходимо ответить на вопросы.
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назовите первый месяц лета.
- Назовите третий месяц весны.
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у треугольника?
- А когда вы идете домой, какое время суток?
- Какое время года сейчас?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- А когда идет снег, то какое время года?
- Сколько ушей у двух мышей?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы.
6. Воспитатель: Шли мы, шли а вот и следующий привал «Собирай-ка»
Воспитатель: Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда подойдите к первому столу. Выполнив задание, мы узнаем, кто помогает Старичку-Лесовичку путешествовать по математическим тропинкам.
7. Команда собирает из пазлов гусеницу, вторая-муравья.
8. Подведение итогов
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что вас удивило?
- Что запомнилось?
9. Итог занятия
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята если вам понравилось наше путешествие, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите красный цветок и приклейте его на полянку. Если вы допускали ошибки, то возьмите зеленый цветок. А если вам не понравилось путешествие и с заданиями вы не справились, то возьмите желтый цветок. (Дети приклеивают цветы на полянку). Спасибо вам за активность на занятии, занятие окончено)