Конспект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России», Д.Н.Мамин-Сибиряк


Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Цель:

  • продолжить ознакомление с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;
  • продолжить формирование читательской компетенции учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
  • Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; формировать умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам, выражать свои эмоции;
  • Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь к родному слову.

УУД:

  • Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников, выделять в них главное;
  • Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
  • Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны уметь понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прогнозировать содержание произведения; выделять особенности литературных произведений; анализировать, сравнивать и делать выводы из прочитанного текста.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Формулирование учебной задачи урока (2 мин.)

- Рассмотрите материал урока, который вы сегодня будете изучать, на рабочем листе.

- Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

- Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

  • Узнаем: …
  • Научимся: …
  • Будем учиться: …

3. Работа по теме урока (18 мин.)

- Сегодня на уроке мы с вами поработаем с двумя текстами и ответим на вопросы по содержанию этих текстов.

1) Работа с текстом Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (текст из учебника Литературное чтение. УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть).

Первичное чтение текста осуществляет учитель, затем учащиеся самостоятельно повторно читают текст.

- После текста вам даны 5 заданий по содержанию текста. Обратите внимание, что в некоторый заданиях вам необходимо выбрать один или несколько правильный ответов, или дать развёрнутый ответ на вопрос, используя текст и своё мнение. После того, как вы выполните задания, мы проверим их и обсудим правильность ответов. У вас есть возможность самостоятельно проверить свою работу и оценить себя.

Задание 1. Данное задание направленно на умение определять тему и подтемы (микротемы) произведения. Это задания с выбором одного правильного из четырёх предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: легкий.

О чём этот текст?

  • о том, как волк охотился на зайцев
  • о том, как трусливый заяц стал храбрым
  • о том, как зайцы прогнали волка
  • о том, как зайцам тяжело жить в лесу

Задание 2. Данное задание направленно на понимание информации, представленной в тексте в неявном виде; формулирование на основе текста несложных выводов. Это задания с выбором нескольких правильных из предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Уровень сложности: легкий.

Выбери все качества, которыми обладает Заяц:
  • самоуверенный
  • задиристый
  • хвастливый
  • весёлый
  • обманщик

Задание 3. Данное задание направленно на понимание информации, представленной в тексте в неявном виде; формулирование на основе текста несложных выводов. Это задания с выбором одного правильного из четырёх предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: легкий.

Почему Заяц начал хвастать?

А) ему хотелось показаться храбрым
Б) он действительно не боялся волка

Укажи верный ответ.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба утверждения верны
  4. оба утверждения неверны

Задание 4. Данное задание направленно на умение пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас. Это задания с выбором правильного из предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: средний.

Подбери для каждого фразеологизма его значение.

А) «язык примёрз»
Б) «не смел дохнуть»
В) «гонится по пятам»
Г) «душа в пятки ушла»
Д) «выскочить из собственной кожи»

1) замер от страха
2) сильно измениться
3) неожиданно перестал говорить
4) не отставая
5) испытывать страх

Заполни таблицу.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 5. Данное задание направленно на умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Это задания с развёрнутым ответом. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Уровень сложности: сложный.

Прочитай последнее предложение сказки. Как ты его понимаешь? Изменился ли Заяц? Стал ли он храбрецом?

Ответ: ____________________________

Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа

Номер задания

Ответ

Баллы

1

1

1

3

1

1

4

А – 3, Б – 1, В – 4, Г – 5, Д – 2

1

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом и с кратким ответом

Номер задания

Содержание верного ответа

2

Ответ: 1, 3

Указания к оцениванию

Баллы

Выбраны два верных варианта и никакие другие

2

Выбран один верный вариант и никакие другие

1

Выбран неверный ответ или нет ответа

0

Максимальный балл

2

 

Номер задания

Элементы верного ответа
(возможны иные формулировки верного ответа)

5

Ответ: Да, изменился. Заяц стал храбрым, потому что поверил в себя и в свои силы.

Примечания: Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста.
Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа.

Критерии оценивания

Баллы

Задание выполнено верно: дан полный развёрнутый ответ

2

Ответ дан в виде отрывочных фраз или отдельных слов. Отношение к тексту слабо связано с его содержанием

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

5. Физкультминутка (1 мин.)

6. Работа по теме урока (продолжение) (18 мин.)

- Переходим к работе со вторым текстом.

2) Работа с текстом «Заяц» (Большая детская энциклопедия, «Мир животных»).

Первичное чтение текста осуществляет учитель, затем учащиеся самостоятельно повторно читают текст.

- После текста вам также даны 5 заданий по содержанию текста. Выполните задания самостоятельно, затем мы вместе проверим и обсудим получившиеся ответы.

Задание 6. Данное задание направленно на умение находить в тексте имеющуюся фактическую информацию. Это задания с выбором правильного из предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: средний.

Соотнеси фотографии зайцев с названием его вида.

А)

Б)

В)

Г)

1) заяц-русак
2) мексиканский заяц
3) европейский дикий кролик
4) заяц-беляк

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 7. Данное задание направленно на умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Это задания с развёрнутым ответом. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Уровень сложности: средний.



Опираясь на прочитанный текст, сравни зайца-русака и европейского дикого кролика. Заполни таблицу.

Сравнение зайца-русака и европейского дикого кролика

Одно отличие

 

Одно сходство

 

Задание 8. Данное задание направленно на понимание информации, представленной в тексте в неявном виде; формулирование на основе текста несложных выводов. Это задания с выбором одного правильного из четырёх предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: легкий.

Почему у мексиканского зайца такие большие уши?
  1. помогают лучше прятаться от хищников
  2. чем больше уши, тем лучше слух
  3. увеличивают скорость при беге
  4. через них происходит отдача тепла

Задание 9. Данное задание направленно на ориентирование в содержании текста, понимание его смысла. Это задания с кратким ответом. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: легкий.

Дополни предложение словами из текста.

Летом он _____________, а зимой почти ________, черными остаются только кончики ____________ и ______________.

Задание 10. Данное задание направленно на умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Это задания с развёрнутым ответом. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Уровень сложности: сложный.

Согласно тексту, что является основной причиной сокращения численности зайцев-русаков?

Ответ: ____________________________

Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа

Номер задания

Ответ

Баллы

6

А – 2, Б – 3, В – 4, Г – 1

1

8

4

1

9

серовато-бурый, белый, ушей, глаза

1

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом и с кратким ответом

Номер задания

Содержание верного ответа

7

Отличие:

  • У европейского дикого кролика уши короче
  • У зайца-русака на ушах есть чёрные кончики
  • Заяц-русак крупнее европейского дикого кролика

Сходство:

  • Распространены в Европе
  • Серовато-бурый мех

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны одно сходство и одно отличие

2

Указано одно сходство ИЛИ одно отличие

1

Запись не соответствует вопросу или тексту, или ответ отсутствует.

0

Максимальный балл

2

 

Номер задания

Элементы верного ответа
(возможны иные формулировки верного ответа)

10

Ответ: Численность зайцев уменьшается из-за изменения их среды обитания. Большое значение для размножения зайцев имеет погода.

Примечания:
Оценивается умение объяснить своё понимание прочитанного текста.
Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа.

Критерии оценивания

Баллы

Задание выполнено верно: дан полный развёрнутый ответ

2

Ответ дан в виде отрывочных фраз или отдельных слов. Отношение к тексту слабо связано с его содержанием

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

3) Работа с текстами «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» и «Заяц».

- Последние три задания связаны с содержанием обоих прочитанных текстов. Выполните задания самостоятельно, затем мы вместе проверим и обсудим получившиеся ответы.

Задание 11. Данное задание направленно на умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Это задания с развёрнутым ответом. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Уровень сложности: средний.

Опираясь на прочитанные тексты, сравни текст «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» и текст «Заяц». Заполни таблицу.

Сравнение текста «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» и текста «Заяц»

Одно отличие

 

Одно сходство

 

Задание 12. Данное задание направленно на умение определять стиль написания текста. Это задания с выбором правильного из предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Уровень сложности: средний.

Определи стили прочитанных текстов. Заполни таблицу.

А) «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Б) «Заяц»

1) Разговорный стиль
2) Научно-популярный стиль
3) Официально-деловой стиль
4) Художественный

А

Б

 

 

Задание 13. Данное задание направленно на понимание информации, представленной в тексте в неявном виде; формулирование на основе текста несложных выводов. Это задания с выбором нескольких правильных из предложенных вариантов ответа. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Уровень сложности: средний.

Ты прочитал два текста, которые посвящены зайцам.

Выбери все верные утверждения об этом животном на основе прочитанных текстов.

  1. У всех видов зайцев уши одной длины.
  2. Зайцы – хорошие охотники.
  3. Встретив врагов, заяц прячется.
  4. Зайцы обитают только в лесах.
  5. Шкурка у зайца меняется в зависимости от времени года.
  6. Зайцы всего боятся.

Ответы к заданиям с кратким ответом и с выбором ответа

Номер задания

Ответ

Баллы

12

А – 4, Б – 2

1

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом и с кратким ответом

Номер задания

Содержание верного ответа

11

Отличие:

  • В обоих текстах идёт речь про зайцев

Сходство:

  • Первый текст художественный – сказка, а второй текст научно-познавательный

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны одно сходство и одно отличие

2

Указано одно сходство ИЛИ одно отличие

1

Запись не соответствует вопросу или тексту, или ответ отсутствует.

0

Максимальный балл

2

 

Номер задания

Элементы верного ответа
(возможны иные формулировки верного ответа)

13

Ответ: 3, 5, 6.

Критерии оценивания

Баллы

Указаны три правильных ответа, при этом нет неверных ответов

3

Указаны два правильных ответа, при этом нет неверных ответов

2

Указан один правильный ответ, при этом нет неверных ответов

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

7. Подведение итогов (2 мин.)

  • С какими литературными произведениями мы сегодня познакомились?
  • Все ли задания вам удалось выполнить?
  • Что показалось особенно легко выполнить?
  • Где возникло затруднение?

8. Рефлексия (2 мин.)

- На доске написаны начала предложения. Каждый из вас может выбрать 1-2 предложения и закончить их.

  • Сегодня я узнал …
  • Было трудно …
  • Я понял, что …
  • Я научился …
  • Я смог …
  • Было интересно узнать, что …
  • Меня удивило …
  • Мне захотелось …

9. Домашнее задание (1 мин.)

Придумать продолжение «Сказки про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Приложение