В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».
По результатам опроса ВЦИОМ от 15 января 2025 года по оценке школьных знаний, россияне знают отечественную историю в среднем на 3,6 балла из 7 возможных. К примеру, самым сложным для взрослых граждан страны оказался вопрос о первом князе Древней Руси. Согласно Указу Президента РФ от 09.11.2022г. № 809 «решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться… в совершенствовании форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». А, как известно, воспитание юного гражданина начинается еще в раннем детстве.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО дает нам определение понятия нравственно-патриотического воспитания как систему «…мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину…» и подразумевает следующие задачи:
- формирование нравственно-духовных особенностей личности;
- формирование чувства гордости за свою нацию;
- формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
В ходе проведения диагностических занятий и педагогического наблюдения за детьми подготовительной к школе группы мною были выявлены значительные пробелы в элементарных знаниях о родном городе и стране, что заставило меня искать новые формы и методы патриотического воспитания в детском саду.
Известно, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и, далее, к родной стране, своему народу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, своим народом. В этой связи, знакомство с историей и значимыми местами малой Родины становится инструментом в руках педагога.
Наиболее эффективным методом познания родного края является проведение экскурсий для дошкольников, посещение достопримечательностей. Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Детям так гораздо легче воспринимать информацию о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края. Эмоциональный отклик на такие экскурсии у дошкольников способен вызвать дальнейший интерес к истории и оставить глубокие воспоминания.
Но знакомить дошкольников с достопримечательностями города воочию – непростая задача, часто не выполнимая, но современные технологии дают нам возможность побывать в самых различных местах Красноярска, не покидая стен родного детского сада. Речь идет об использовании видеоэкскурсий, составленных и записанных лично педагогом для своих воспитанников.
Видеоэкскурсии с участием воспитателя воспринимаются детьми с интересом и, следовательно, легче усваиваются.
Как уже было сказано, экскурсия – не только образовательный метод, но и один из способов вызвать у детей чувство восхищения видами родного города. Видеоэкскурсии не менее интересны для детей, чем обычные, но гораздо удобнее для педагога в плане организации. Активный человек, педагог, часто передвигается по городу в свободное от работы время. Это время можно использовать с пользой для своих воспитанников, просто сняв на видео окружающие природные, архитектурные и другие объекты. Полученные кадры легко монтируются и редактируются в специальных программах, где есть возможность озвучить и вставить закадровый текст, в котором педагог рассказывает детям о представляемом объекте. Для создания видеоэкскурсий могут быть использованы следующие программы: Movavi Video Editor, Bolide Movie Creator, Photoshop Video Editor, киностудия Windows, а также аудиоредактор Audacity.
Таким образом, в результате применения данного метода в течение учебного года у детей 6-7 лет появился познавательный интерес к изучению истории родного города, страны, появились устойчивые представления о важных событиях в истории, знаменитых земляках, памятных местах.