Применение эвристических заданий на уроках во 2-м классе

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: эвристический метод обучения, эвристические методы


В настоящее время учебный процесс включает в себя множество установок, методов и форм проведения уроков. В практике преподавания стали активно использоваться новые формы обучения, которые направлены на развитие познавательного интереса, привлекают внимание, заставляют мыслить, искать необычное, готовы действовать и достигать своих целей. Нужно отходить от стандартного урока. Таковым является эвристический подход к образованию, который ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. Задачи учителя – это не только развитие общеучебных умений и навыков, но и развитие творческой самореализации учеников, постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету, воспитание творческой личности. А основной задачей эвристической технологии является создание учащимися новых образовательных результатов: поделок, рисунков, загадок, ребусов, сочинений, исследований.

Технологию эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской в 1992 году. Затем данная технология совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО, докт. пед. наук Хуторской Андрей Викторович определяет эвристическое обучение следующим образом. Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся. Результаты научных исследований А.В.Хуторского свидетельствуют, что развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.

К эвристическим формам в обучении относятся: эвристические уроки, проекты, творческие защиты, олимпиады. Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе. Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта, работают в группах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Я работаю в школе при институте. У меня обучающиеся дополнительно учатся по специальностям, они будущие музыканты. Поэтому на уроках русского языка и литературы использую следующие задания:

  • составить свой словарь, кроссворд по темам, игру, викторину, свое задание для других учеников, сборник загадок для орфограмм;
  • сочинить поговорку, загадку, считалку, небылицу, стихотворение, песню, музыку;
  • придумать образ — музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, ноты; перевести образ с одного языка на другой, нарисовать картину природы.

На уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства часто использую:

  • изобрести новых животных, неизвестную планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
  • сочинить задачу, загадку, небылицу, стихотворение, песню;
  • составить игру, викторину, сборник математических задач и примеров;
  • придумать образ - рисуночный из геометрических фигур; «оживить» числа, геометрические фигуры, ноты;
  • изготовить поделку, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, Красную книгу, геометрический огород;

Во втором классе дети уже участвуют на дистанционных олимпиадах. Но в нашей школе мои ученики очень нагружены, поэтому количество участников очень минимален.

В конце каждой главы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру учащиеся готовятся и защищают свои творческие работы. Это могут быть итоговые или зачетные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся устные рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под руководством родителей и воспитателей.

Дети выполняют следующие типы творческих работ:

  • сочинение (небылицы, стихи, сказки, задачи);
  • художественное произведение (музыка, песня);
  • техническое произведение (поделка, модель, макет);
  • зрелищное произведение (концерт, показательное выступление).

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Приведем примеры некоторых эвристических методов обучения, которые используем на уроках во втором классе.

Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность сосны, шишки, белки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы березы, которая стоит перед вами, ваша голова — крона березы, туловище — ствол, руки — ветки, ноги — корни…».

В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту - себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который затем выражается им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом.

Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим «Я». Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет — символ добра, спираль — символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.

Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на падающую снежинку, нарисовать увиденные образы, т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют звезду, шарик, салфетку. снеговика и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Дети начинают мыслить различными масштабами, у них развивается образные подходы к познанию.

Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Придумай сказку или рассказ по картинкам», «Представьте, что ты попал в сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» и как ты будешь себя вести?».

Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: не наступит зима, не будет часов, домашние животные исчезнут, обмелеют реки и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннеса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.

«Мозговой штурм» (Л.Ф.Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от образа (критического) мышления и общепринятого мнения в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: новатор идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, отбираются контридеи. Рождение новых идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Поддерживаются все предложения, в том числе реплики и шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и разногласиями.

Когда ребенок осознаёт незнание чего-либо, именно оно становится отправной точкой в его поиске знания через вопросы, проблемы и задачи.

Ключевыми элементами эвристического обучения Хуторской называет эвристическую образовательную ситуацию (то есть вопрос, проблему или открытую задачу) и образовательный продукт (идею, гипотезу, схему, текст, модель). Ученик создаёт образовательный продукт в ответ на эвристическую ситуацию. Например, проводит исследование, чтобы выяснить можно ли кукурузу сеять на крайнем севере, придумывает свои небылицы, музыку. Здесь проявляется ещё одно важное отличие эвристического обучения от традиционного — образовательный результат непредсказуем. Педагог даёт ученикам технологии и инструменты для его достижения, сопровождает в процессе, но не определяет конкретные результаты, которые должны получиться в итоге.

Как отмечает Андрей Хуторской, границы применимости дидактической эвристики остаются на усмотрение организаторов обучения. Однако, по его опыту, эвристический подход можно использовать в обучении практически любому предмету и в любом возрасте. На уроках в начальной школе используются различные эвристические задания, формы и методы обучения, направленные на формирование основ самореализации у младших школьников. Условием успешности эвристического подхода в обучении младших школьников является направленность учителя и ученика на совместную деятельность, должно быть взаимное доверие, только тогда будет обеспечено личностный успех, уверенность в собственных силах. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими, а учитель лишь подводит их к правильному решению. Эвристическое обучение на уроках способствует формированию своей точки зрения, своей позиции и миропонимания.

Литература

  1. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000.
  2. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учебное пособие. Москва, 2002.
  3. Сборники эвристических заданий под редакцией А.В.Хуторского М. 2013: Русский язык; Математика; Окружающий мир.
  4. Хуторской А.В. Методология Педагогики. Москва. 2014
  5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988.
  6. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.