В настоящее время учебный процесс включает в себя множество установок, методов и форм проведения уроков. В практике преподавания стали активно использоваться новые формы обучения, которые направлены на развитие познавательного интереса, привлекают внимание, заставляют мыслить, искать необычное, готовы действовать и достигать своих целей. Нужно отходить от стандартного урока. Таковым является эвристический подход к образованию, который ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. Задачи учителя – это не только развитие общеучебных умений и навыков, но и развитие творческой самореализации учеников, постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету, воспитание творческой личности. А основной задачей эвристической технологии является создание учащимися новых образовательных результатов: поделок, рисунков, загадок, ребусов, сочинений, исследований.
Технологию эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской в 1992 году. Затем данная технология совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО, докт. пед. наук Хуторской Андрей Викторович определяет эвристическое обучение следующим образом. Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся. Результаты научных исследований А.В.Хуторского свидетельствуют, что развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.
К эвристическим формам в обучении относятся: эвристические уроки, проекты, творческие защиты, олимпиады. Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе. Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта, работают в группах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Я работаю в школе при институте. У меня обучающиеся дополнительно учатся по специальностям, они будущие музыканты. Поэтому на уроках русского языка и литературы использую следующие задания:
- составить свой словарь, кроссворд по темам, игру, викторину, свое задание для других учеников, сборник загадок для орфограмм;
- сочинить поговорку, загадку, считалку, небылицу, стихотворение, песню, музыку;
- придумать образ — музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, ноты; перевести образ с одного языка на другой, нарисовать картину природы.
На уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства часто использую:
- изобрести новых животных, неизвестную планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
- сочинить задачу, загадку, небылицу, стихотворение, песню;
- составить игру, викторину, сборник математических задач и примеров;
- придумать образ - рисуночный из геометрических фигур; «оживить» числа, геометрические фигуры, ноты;
- изготовить поделку, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, Красную книгу, геометрический огород;
Во втором классе дети уже участвуют на дистанционных олимпиадах. Но в нашей школе мои ученики очень нагружены, поэтому количество участников очень минимален.
В конце каждой главы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру учащиеся готовятся и защищают свои творческие работы. Это могут быть итоговые или зачетные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся устные рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под руководством родителей и воспитателей.
Дети выполняют следующие типы творческих работ:
- сочинение (небылицы, стихи, сказки, задачи);
- художественное произведение (музыка, песня);
- техническое произведение (поделка, модель, макет);
- зрелищное произведение (концерт, показательное выступление).
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Приведем примеры некоторых эвристических методов обучения, которые используем на уроках во втором классе.
Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность сосны, шишки, белки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы березы, которая стоит перед вами, ваша голова — крона березы, туловище — ствол, руки — ветки, ноги — корни…».
В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту - себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который затем выражается им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом.
Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим «Я». Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.
Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет — символ добра, спираль — символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.
Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на падающую снежинку, нарисовать увиденные образы, т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют звезду, шарик, салфетку. снеговика и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Дети начинают мыслить различными масштабами, у них развивается образные подходы к познанию.
Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Придумай сказку или рассказ по картинкам», «Представьте, что ты попал в сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» и как ты будешь себя вести?».
Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: не наступит зима, не будет часов, домашние животные исчезнут, обмелеют реки и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннеса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.
«Мозговой штурм» (Л.Ф.Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от образа (критического) мышления и общепринятого мнения в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: новатор идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, отбираются контридеи. Рождение новых идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Поддерживаются все предложения, в том числе реплики и шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и разногласиями.
Когда ребенок осознаёт незнание чего-либо, именно оно становится отправной точкой в его поиске знания через вопросы, проблемы и задачи.
Ключевыми элементами эвристического обучения Хуторской называет эвристическую образовательную ситуацию (то есть вопрос, проблему или открытую задачу) и образовательный продукт (идею, гипотезу, схему, текст, модель). Ученик создаёт образовательный продукт в ответ на эвристическую ситуацию. Например, проводит исследование, чтобы выяснить можно ли кукурузу сеять на крайнем севере, придумывает свои небылицы, музыку. Здесь проявляется ещё одно важное отличие эвристического обучения от традиционного — образовательный результат непредсказуем. Педагог даёт ученикам технологии и инструменты для его достижения, сопровождает в процессе, но не определяет конкретные результаты, которые должны получиться в итоге.
Как отмечает Андрей Хуторской, границы применимости дидактической эвристики остаются на усмотрение организаторов обучения. Однако, по его опыту, эвристический подход можно использовать в обучении практически любому предмету и в любом возрасте. На уроках в начальной школе используются различные эвристические задания, формы и методы обучения, направленные на формирование основ самореализации у младших школьников. Условием успешности эвристического подхода в обучении младших школьников является направленность учителя и ученика на совместную деятельность, должно быть взаимное доверие, только тогда будет обеспечено личностный успех, уверенность в собственных силах. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими, а учитель лишь подводит их к правильному решению. Эвристическое обучение на уроках способствует формированию своей точки зрения, своей позиции и миропонимания.
Литература
- Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 2000.
- Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учебное пособие. Москва, 2002.
- Сборники эвристических заданий под редакцией А.В.Хуторского М. 2013: Русский язык; Математика; Окружающий мир.
- Хуторской А.В. Методология Педагогики. Москва. 2014
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.