Открытый урок по алгебре в 8 классе.
Цели урока.
- Образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме, формирование умения решать квадратные уравнения.
- Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения обобщать; формирование умения выделять главное, развитие познавательного интереса, мыслительной деятельности, вычислительных навыков, кругозора школьников.
- Воспитательные: воспитание самостоятельности, трудолюбия, взаимопомощи, взаимоуважения, осмысленной учебной деятельности и воспитание математической речевой культуры.
Задачи урока:
- применить полученные знания на практике;
- самоконтроль, самооценка, умение действовать в нестандартной ситуации;
- расширить кругозор учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения: эвристический, тестовая проверка уровня знаний, решение обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка.
Ход урока
Определение темы урока (2 мин)
Учитель: Здравствуйте, дети и гости. Садитесь, пожалуйста. Хотелось бы начать урок с такого стихотворения:
Чтобы «х» нам узнать, надо дробь написать.
«b» в числителе поставить, знак при этом изменить.
И советуем плюс, минус перед корнем не забыть.
А под корнем «b» квадрат, минус, только не спешить,
«a» на «с» умножить нужно, а потом учетверить.
Вот числитель весь, друзья. В знаменателе «2а».
Как выдумаете, о чем это стихотворение? (Ответ: формула корней квадратного уравнения)
Совершенно верно и тема сегодняшнего занятия «Решение квадратных уравнений».
Каждый из вас сегодня имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свой успех в баллах. И еще один необсуждаемый закон: для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.
Приступим к работе. Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться, предлагаю вам небольшую устную разминку. Но вопросы будут не только по теме урока, проверяем ваше внимание и умение переключаться. За каждый правильный ответ в колонку “Разминка” вы по моему указанию ставите 1 балл.
- Какое название имеет уравнение второй степени?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Когда начался XXI век?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
- Что значит решить уравнение?
- Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент - 1?
- Сколько раз в году встает солнце?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
- Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
Попрошу открыть тетради, записать число и тему сегодняшнего урока “Решение квадратных уравнений”.
Квадратные уравнения они очень важны и для математики и для других наук. На ближайших уроках математики вам предстоит решать текстовые задачи, и вот тут-то необходимо уметь быстро и умело справляться с решением квадратных уравнений.
Раз уж мы говорим об уравнениях, давайте вспомним – что это такое?
- Равенство, содержащее неизвестное.
Является ли уравнением выражение (х + 1)(х – 4) = 0?
Да.
Запишите его в тетрадях. Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?
Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение равно нулю, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
Хорошо.
Решите, пожалуйста, это уравнение.
х = -1 и х = 4.
А можно ли его решить другим способом?
Да, его можно привести к квадратному уравнению.
Напомните, какие уравнения называются квадратными?
Уравнения вида ах2 + вх + с = 0.
Приведите наше уравнение к такому виду х2 – 3х – 4 = 0
Назовите его коэффициенты. А что еще вы можете сказать об этом уравнении?
- Оно полное и приведенное.
А какие еще виды квадратных уравнений вам известны?
Отвечают.
Хорошо.
Устный счет
Вычислить:
Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором записаны пять уравнений. Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду.
Тест “Виды квадратных уравнений”
| Ф.И. | полное |
неполное |
приве- |
неприве- |
Общий балл |
1. х2 + 8х +3 = 0 |
|
|
|
|
|
2. 6х2 + 9 = 0 |
|
|
|
|
|
3. х2 – 3х = 0 |
|
|
|
|
|
4. –х2 + 2х +4 = 0 |
|
|
|
|
|
5. 3х + 6х2 + 7 =0 |
|
|
|
|
Критерий оценивания:
- Нет ошибок – 5 б.
- 1 – 2 ош. – 4б.
- 3 - 4 ош. - 3б.
- 5 - 6 ош. – 2б.
- Более 6 ош. – 0 б.
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в колонку “Оценочный балл”, а затем в “Карту результативности”.
Ключ к тесту:
| 1. | + |
|
+ |
|
2. |
|
+ |
|
+ |
3. |
|
+ |
+ |
|
4. |
+ |
|
|
+ |
5. |
+ |
|
|
+ |
Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Очень давно. Их решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры. Итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.
Вопросы
- А с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений? (С дискриминантом)
- А вот понятие D придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам нужен? (Он определяет число корней квадратного уравнения)
- Как количество корней зависит от D?
Дети перечисляют случаи.
Итак, давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.
Проговаривают.
Ну что ж, приступим к практической части нашего урока.
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
Перед вами список различных уравнений. Посмотрите внимательно на уравнения 1-3 и скажите: являются ли эти уравнения квадратными?
Да. Потому что наивысшая степень 2.
А что нас смущает во внешнем виде этих уравнений?
Они записаны не в стандартном виде.
Итак, преобразуйте данные уравнения к стандартному виду.
| 1. х + 5х2 = 6 | 5х2 + х - 6 = 0 |
2. 4х – 5 + x2 = 0 |
х2 + 4х - 5 = 0 |
3. (2 - 5х)2 = 9 |
25х2 – 20х – 5 = 0 |
Решите уравнения.
3х2 + 32х +80 = 0
100х2 -160х +63= 0
х2 – 64= 0
-х2 + 8х = 0
х2 -12х = 0
6х2 = 0
х2 + 6х +3 = 0
Вариант 1
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида a2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х2 + 6х – 6 = 0,
б) х2 - 4х + 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 - 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
№3. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2 =…
Уровень В
Решите уравнение:
а) 6х2 – 4х + 32 = 0;
б) х2 + 5х - 6 = 0.
Уровень С
Решите уравнение:
а) -5х2 – 4х + 28 = 0;
б) 2х2– 8х – 2=0
Доп. задание. При каком значении а уравнение х2 - 2ах + 3 = 0 имеет один корень?
Вариант 2
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 4х2 - 8х + 6 = 0,
б) х2 + 2х - 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 + 8х - 4 = 0, D = b2 - 4ac = 82 – 4· 5 · (- 4) = …;
№3. Закончите решение уравнения х2 - 6х + 5 = 0.
D = b2 - 4ac = (-6 )2 - 4· 1·5 = 16; х1 = … х2 =…
Уровень В
Решите уравнение:
а) 3х2 – 2х + 16 = 0;
б) 3х2 - 5х + 2 = 0.
Уровень С
Решите уравнение:
а) 5х2 + 4х - 28 = 0;
б) х2 – 6х + 7 = 0; x1=3+
, x2=3–
.
Доп.задание. При каком значении а уравнение х2 + 3ах + а = 0 имеет один корень.
Итак, мы проделали большую работу. Повторили всю теорию, касающуюся полных квадратных уравнений. Решали различные их виды как вместе, так и вы сами. Вы старательно зарабатывали баллы, настало время подвести итог.
Подсчитайте сумму баллов, заработанных в течение урока.
Критерии оценивания:
- 15–20 баллов – “5”.
- 9–14 баллов – “4”.
- 5–8 баллов – “3”.
Итог урока: выставление оценок.
Домашнее задание