Проект "Литературно-музыкальная композиция к 80-летию Победы"

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Литературная постановка «Мы помним, мы гордимся…»

Память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны должна быть сохранена, юных граждан необходимо знакомить с литературными произведениями и фильмами, рассказывающими о ярких героических и трагических страницах истории нашей страны.

Цель: воспитывать в подрастающем поколении патриотизм и гордость за свою страну, её героев.

Задачи:

  • расширение знаний обучающихся о литературных произведениях и фильмах, рассказывающих о героической истории нашего народа;
  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны;
  • формирование гордости за беспримерный подвиг наших соотечественников.

Форма мероприятия – литературно-музыкальная композиция.

Звучат стихи о войне, Родине, мужестве защитников Отечества. Художественное чтение дополняют фрагменты из фильмов. Инсценируются эпизоды из произведений, которые стали основой для создания картин.

Ход мероприятия

1 ведущий

Всё можно сокрушить,
Предать забвенью.
Заасфальтировать бетон,
Взорвать собор, как лишнее строение,
На месте кладбища построить стадион.
Всё можно растерять, что собрано веками,
Заставить замолчать, расправами грозя,
Но только человеческую память,
Ни заблокировать, ни истребить нельзя.

2 ведущий. В этом году исполняется 80 лет с момента окончания страшной и кровопролитной Великой Отечественной войны.

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

Война – какое страшное слово…Она изменила людские судьбы, обагрила слезами детство, оборвала жизни многих девчонок и мальчишек, разрушила мечты семнадцатилетних, которые прямо из детства ушли в грязную теплушку, в эшелоны с пехотой, в санитарные взводы.

1 ведущий. Говорят, что война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. Сегодня наша святая обязанность – сберечь память о войне, потому что это наша общая память. Наш долг – оставить будущим поколениям не выдуманную, а правдивую историю, со всеми её страшными страницами, удобными и неудобными. Тем более что живых свидетелей Великой Победы осталось так мало, а желающих цинично «переписать и переиначить» нашу недавнюю историю становятся всё больше.

2 ведущий. Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории.

Многие книги стали основой для создания фильмов о войне.

(далее выступление учащихся 8-11 классов)

«А зори здесь тихие» (1972) - советский двухсерийный художественный фильм, снятый по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким. Основные события происходят в 1942 году в Карелии. У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову, присылают девушек-добровольцев, многие из которых только окончили школу. Они мечтали о счастливом будущем, но свой долг перед Родиной выполнили до конца.

(демонстрируется фрагмент из фильма)

Инсценирование отрывка из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
— Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет…
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала…
(Юлия Друнина)

2. «Сашка» (1981) — советский художественный фильм, снятый на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» режиссёром Александром Суриным по одноимённой повести Вячеслава Кондратьева. Сюжет фильма:1942 год. Под Ржевом идут жесточайшие бои. Среди солдат, ведущих неравные бои с врагом, новобранец Сашка. Простому деревенскому парню не сразу дается «наука побеждать» и умение в любых ситуациях находить общий язык с однополчанами и любимой девушкой.

(демонстрируется фрагмент из фильма)

Инсценирование отрывка из повести В.Кондратьева «Сашка»

На фотографии в газете
Нечётко изображены
Бойцы, ещё почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли,
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
(Римма Казакова)

3. «На всю оставшуюся жизнь» (1975) — телевизионный художественный фильм, экранизация повести Веры Пановой «Спутники». Этот фильм повествует о фронтовом санитарном поезде, который называют «поездом милосердия». Четыре года там спасают раненых. Книга и фильм воссоздают все страшные ощущения кровавой войны, которая стараниями врачей и медсестёр стала милосердной для солдат.

(демонстрируется фрагмент из фильма)

Инсценирование отрывка из повести В.Пановой «Спутники»

Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на ее губах,
Изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый.
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.
(МУСА ДЖАЛИЛЬ)

4. «Садись рядом, Мишка» (1977)

Это фильм, который поможет понять, что такое Ленинградская блокада. Он снят по автобиографической повести Юрия Германа «Вот как это было». Главные герои картины – дети, которые по разным причинам остались жить в Ленинграде во время немецкой блокады. Эти страшные события Великой Отечественной войны показаны в фильме глазами детей. Пока родители работают, ребята выступают в госпиталях с концертными номерами, поднимая боевой дух солдат, помогают взрослым обустраивать быт.

(демонстрируется фрагмент из фильма)

Инсценирование отрывка из повести Ю.Германа «Вот как это было»

Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Пусть помнит каждый человек
Залитый кровью, детский след.

6. «Крик тишины» (2019)

Фильм снят по роману Тамары Цинберг «Седьмая симфония». 1942 год, блокадный Ленинград. Из‑за страшных морозов родителям не разрешали вывозить малышей до трёх лет по замёрзшему Ладожскому озеру. И мать вынуждена оставить маленького сына одного в пустой холодной квартире. Ухаживать за малышом взялась соседская девочка-подросток Катя, говоря всем, что это её младший брат. И когда на побывку приезжает отец мальчика, ему сказали, что жена эвакуировалась, а сын погиб… Мужчина случайно познакомился с Катей и стал помогать детям, не зная, что маленький мальчик и есть его сын.

(демонстрируется фрагмент из фильма)

Инсценирование отрывка из романа Т.Цинберг «Седьмая симфония»

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многое года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.

(звучит музыка)

1 ведущий

Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
И жизнь, и время движутся вперёд,
Отстали только двадцать миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы.
За нас легли, затем, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.
И память нам покоя не даёт,
И совесть нас с тобой частенько гложет,
И тридцать лет, и триста лет пройдёт,
Никто у нас войны забыть не сможет!