Вид проекта: краткосрочный: одна неделя.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и наряду с другими задачами, предполагает создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности детей. В том числе познание окружающего мира и воспитание таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эпиграфом к проекту послужило стихотворение А.Демьянкова:
«Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах»
Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский, игровой.
По характеру: внутри ДОУ с экскурсией в краеведческий музей г. Сызрани.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Ознакомление детей с родным краем, с родным городом, с географическими, природными, с историко-культурными, национальными особенностями, сформирует у них такие черты характера, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей Родины.
Обратив внимание на то, что дошкольники страдают дефицитом знаний о родном городе, его достопримечательностях, а о замечательных музеях Сызрани не знают практически ничего, мы решили разработать проект исследовательского типа и назвали его: «Мы наш город изучали и в музеях побывали».
Мы решили в течение одной недели предоставить детям возможность узнавать и закреплять понятия о малой Родине, о достопримечательностях нашего города Сызрани. Познакомить и расширить знания воспитанников о музеях нашего города и их значимости для Сызрани и горожан.
Проект продолжит формирование познавательных интересов детей и расширит представления воспитанников об истории родного города, о традициях, о предприятиях города и знаменитых горожанах. Проект поможет прикоснуться детям к интереснейшей науке археологии и понимать и принимать наследие прошлого, его культурные ценности, бережно относиться к истории своей малой Родины и страны.
Проект поможет формировать исследовательские навыки детей, способствовать самостоятельному поиску «музейных» объектов и подвергать анализу окружающую предметную среду.
Проект поможет воспитывать патриотические чувства детей и почувствовать сопричастность гражданской принадлежности к своей малой Родине.
Цель проекта:
- Познакомить детей с музеями города Сызрани.
- Формировать начальные представления о значимости музеев для общества. Знакомить детей с историей и археологией, с основами национальной культуры, с бытом предков.
- Способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации.
- Формировать и закреплять понятия о малой Родине с учетом регионального компонента.
Интеграция образовательных областей
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Формировать первичный познавательный интерес при ознакомлении с музеями Сызрани и их значимостью для города и общества. Знакомить понятиями: краеведческий музей, художественный музей, исторический музей, военный музей, археологический музей.
- Учить устанавливать причинно – следственные связи исторических эпох и своей причастности к иному времени, посредством общения с памятниками истории и культуры своего города. Формировать умения делать простейшие обобщения. Поддерживать проявления исследовательской активности детей.
- Знакомить детей с профессиями музейных работников: экскурсоводами, научными работниками, хранителями экспонатов.
- Знакомить детей с наукой археологией и ее значимостью для воссоздания картин прошлого и понимания исторических процессов и жизни предков. Учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, и оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.
- Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей при создании «артефактов» - «окаменелостей» для сюжетно-ролевой игры «Мы – археологи»
- Формировать поисково-исследовательскую деятельность детей при нахождении предметов старины, реликвий своей семьи.
- Расширять знания детей о достопримечательностях родного города.
- Расширять уровень накопленных практических навыков.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Создать условия для проявления инициативы и творчества в процессе «создания» мини-музеев в группе. Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
- Провести с детьми и родителями экскурсию в Краеведческий музей города Сызрани. Формировать образ музея, как особого места, в котором хранятся художественные коллекции, имеющие культурно-историческое значение.
- Развивать общую культуру детей в т.ч. культуру общения в разных условиях социокультурного пространства города.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний музейной направленности.
- Учить использовать в речи новые слова: музей, экскурсовод, археолог, экспонат, краеведческий музей.
- Закреплять и расширять умения употреблять существительные с обобщающим значением (названия музеев по темам)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
- Расширять и совершенствовать новые сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музей» и «Приключения археологов» на основе знаний полученных во время проведения проекта.
- Формировать бережное отношение к предметам и реликвиям своей семьи, развивать чувство сопричастности к истории семьи, ее традициям. Бережно хранить память о предках.
- Воспитывать гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному городу.
- Развивать социальный опыт жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры.
- Расширять формы работы с семьей.
Программа реализации проекта
Подготовительный этап:
- Формирование целей и задач проекта.
- Знакомство с педагогической литературой, изучение положительного опыта.
- Подбор необходимого дидактического материала, с учетом выбранного алгоритма проекта.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Сбор необходимого материала, разработка презентаций «Я поведу тебя в музей» - виртуальная экскурсия, «Музеи моего города», «Занимательная археология»
- Вовлечение родителей в суть проекта, помощь в организации мини-музеев в группе.
- Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности детей: внедрение в группу тематических мини-музеев. Подготовка к экспериментальной деятельности – создание окаменелостей.
Основной этап:
- Организация совместной деятельности родителей и воспитателей.
- Проведение НОД и бесед с использованием ИКТ: «Что такое музей? Кто работает в музее?», «Музеи моего города», « Откуда появляются экспонаты в музее?», «Занимательная археология», «Правила поведения на экскурсии и в музее»
- Организация и проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр «Что сначала, что потом», «Экскурсия в музей», «Археологические раскопки», «Мы – археологи»
- Проведение экспериментальной деятельности «Создаем окаменелости» и сюжетной игры с использованием педагогической песочницы «Приключения археологов»
- Организация тематических мини-музеев в группе с рассказами «экскурсоводов» детей о значимости принесенных предметов в музей группы.
Заключительный этап
- Фото экспозиция по итогам проекта для родителей.
- Экскурсия выходного дня в Краеведческий музей города Сызрани.
- Отчет в форме презентации перед педагогическим коллективом ДОУ.
Заключение
Реализация проекта позволяет его участникам не только узнать о музеях родного города, но и прикоснуться к «живым» документам и артефактам истории города, его предках, их жизни, будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Ребенок учится быть исследователем, добывать нужную информацию, реализовывать свои замыслы. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению памяти прошлого своей семьи, сопричастности к культуре своего народа, понимания бережного отношения к истории своей семьи, своих предков, истории страны. Наш проект способствует воспитанию детей патриотами своего города и своей Родины.