Направленность - спортивная.
Уровень программы - освоение новых навыков, совершенствования физиологических качеств.
Возраст обучающихся 7–12 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
I. Пояснительная записка
1. ВВЕДЕНИЕ
Программа по флорболу, разработана для детей школьного возраста.
Рабочая программа дополнительного образования по флорболу составлена на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, постановлений и приказов Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерства образования Российской Федерации, национальной федерации флорбола России, регламентирующих работу государственных, школ дополнительного образования, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их подчиненности и с учетом современного состояния флорбола как вида спорта.
Нужность курса: Программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Систематические занятия флорболом способствуют, оздоровительному воздействию на организм детей, с последующим привлечением их к регулярным занятиям физической культуры, а затем, возможно, и спортом, в зависимости от медицинских показаний. В процессе занятий формируется правильная осанка, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок, создается мышечный корсет, развивается двигательная и мышечная координация, улучшается внимание, память, внутренняя организация, ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом. Занятия флорболом помогают детям формировать качества характера, важные в будущей жизни – собранность, ответственность, целеустремленность, развивают свою индивидуальность, сохраняя при этом, умение работать в коллективе.
Отличительная особенность данного вида спорта заключается:
- дети с разной конституцией, физическим развитием могут быстро добиться успехов, в силу технических особенностей игры.
- в состав команды могут входить девочки и мальчики одного возраста (включая официальные соревнования).
- легкий вес инвентаря (мяч-23 грамм клюшка, не более 380 грамм) и его ценовая доступность.
- меньший процент травматизма по сравнению с другими видами спорта-запрещены силовые приемы, небольшой вес инвентаря.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель: Воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственное и эстетическое воспитание с физическим совершенством.
Задачи:
- Развивать морально-волевые качества у школьников.
- Формировать культуру здорового образа жизни.
- Совершенствовать координацию и быстроту движений.
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Флорбол» рассчитана на 12 года обучения для детей от 7 до 12 лет. Рекомендуемая периодичность занятий: 1,5 часа 3 раза в неделю.
Набор детей осуществляется в свободной форме:
- через распространение рекламных объявлений;
- посещение школьных родительских собраний;
- проведение Дня открытых дверей;
Формируются группы из учащихся начальной школы. Программа осуществляется по ознакомительному уровню 7-9 лет. Набор в группу осуществляется на основе добровольности и по состоянию здоровья (медицинский допуск)
Программа рассчитана на 36 учебных недель.
В учебно-тренировочном процессе в основном используется групповая форма обучения, а также индивидуальная. Методы организации учебно-воспитательного процесса - наглядный, словесный, игровой, повторный, соревновательный.
1.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты:
- овладеть основами знаний, определяемых программой;
- овладеть практическими навыками игры;
- достичь допрофессиональную компетентность;
- сформировать положительный интерес к систематической тренировке.
Личностные результаты:
- развивать мотивацию учебной деятельности;
- формировать личностный смысл учебной деятельности;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
- формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- осваивать универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- уметь оценивать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Предметные результаты:
- усвоить знания о флорболе, как о командном виде спорта;
- усвоить знания о значении физической нагрузки для здоровья человека;
- уметь взаимодействовать со сверстниками во время занятий;
- достигнуть определенного уровня овладениями тактик флорбола.
Планируемые знания, умения и навыки по всей программе
Уметь | Знать |
1. Правильно держать клюшку и располагаться в зале. |
1. Знать технику безопасности про проведении тренировок. |
Форма занятий: тренировочные занятия, просмотр и анализ учебных кино- и видеоматериалов, игр команд высокой квалификации, видеозаписей соревнований ведущих команд.
Учет знаний: участие в соревнованиях и учебных играх, учет технических заданий, и теоретических знаний.
Определение уровня физической подготовленности занимающихся 7-12 лет.
№ |
Физические способности |
Контрольное упражнение |
Возраст |
Уровень |
|||||
Мальчики |
Девочки |
||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
1 |
Скоростные |
Бег на 30 м (сек.) |
7 |
7,5 и выше |
7,3–6,2 |
5,6 и ниже |
7,6 и выше |
7,5–6,4 |
5,8 и ниже |
2 |
Координационные |
Челночный бег 3х10 м (сек.) |
7 |
11,2 и выше |
10,8–10,3 |
9,9 и ниже |
11,7 и выше |
11,3–10,6 |
10,2 и ниже |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места (см) |
7 |
100 и ниже |
115–135 |
155 и выше |
85 и ниже |
110–130 |
150 и выше |
4 |
Выносли-вость |
6 минутный бег (м) |
7 |
700 и ниже |
750–900 |
1100 и выше |
500 и ниже |
600–800 |
900 и выше |
Форма аттестации и оценочные материалы.
Занимающиеся при прохождении учебного материала, три раза в год проходят тестирование, с целью выявления уровня физической подготовленности.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание занятий | Периоды |
|||
Всего часов |
Осень |
Зима |
Весна |
|
Теоретические занятия |
4 |
|
|
|
Ознакомление с флорболом.Правила игры. |
1 |
1 |
|
|
Самоконтроль, техника безопасности. |
1 |
|
1 |
|
Гигиена, врачебный контроль. |
1 |
|
|
1 |
Изучение и анализ техники и тактики игры. |
1 |
1 |
|
|
Практические занятия |
72 |
24 |
24 |
26 |
Общая физическая подготовка. |
20 |
10 |
5 |
5 |
Специальная физическая подготовка. |
20 |
5 |
5 |
10 |
Техническая подготовка. |
20 |
5 |
10 |
5 |
Тактическая подготовка. |
12 |
4 |
4 |
4 |
Всего |
76 |
26 |
25 |
25 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Теоретические занятия:
Ознакомление с флорболом. Правила игры:
- Появление и развитие флорбола. Флорбол в России и за рубежом
- Изучение правил игры. Основные права и обязанности игроков.
- Значение спортивных соревнований.
Самоконтроль, техника безопасности:
- Понятие о самоконтроле. Признаки утомления.
- Основные причины, вызывающие травмы в флорболе.
- Требования, предъявляемые к инвентарю и одежде.
Гигиена, врачебный контроль:
- Общие понятия о гигиене спорта. Значение правильного режима для юного спортсмена. Понятие о диспансеризации.
Изучение и анализ техники и тактики игры:
- Изучение и анализ техники основных приемов игры. Понятие о спортивной технике.
- Характеристика основных технических приемов флорбола.
- Общие понятия о тактике игры. Основы тактики игры в нападении и защите.
Практические занятия
Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, рывки. Выполнение упражнений на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращение, повороты головы в различных направлениях. Упражнения для мышц туловища: упражнения на формирование правильной осанки, наклоны, повороты, вращения туловища в различных исходных положениях; поднимание и опускание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, на животе, сидя, в висе; Упражнения для ног: поднимание на носки; вращение в голеностопных суставах; сгибание и разгибание ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; приседания на одной и на двух ногах;
отведение и приведение; махи в разных направлениях: выпады; пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; ходьба в приседе и в полном приседе. Упражнения в парах: повороты и наклоны туловища, попеременное сгибание и разгибание рук, приседания с партнёром, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения в парах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания. Упражнения со скакалкой: прыжки на одной и двух ногах с вращением скакалки вперед, назад: прыжки с поворотами; Упражнения с малыми мячами: броски; ловля мячей после подбрасывания вверх, удара об пол, удара в стену: ловля мячей на месте, в прыжке.
Акробатические упражнения.
Группировка в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в группировке лёжа на спине (вперед, назад), из исходного положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения, лёжа и упора стоя на коленях.
Легкоатлетические упражнения.
Бег: с ускорением до 30-40 м; низкий старт и стартовый разбег; челночный бег3Х10; эстафетный бег до 60 м этапами; в чередовании с ходьбой до 400 м, кросс 300-500 м. Прыжки: в длину с места.
Подвижные игры.
Игры с мячом, с беговыми упражнениями, с прыжками, с метанием, с сопротивлением на внимание, на координацию: "Гонка мячей", "Пятнашки", "Невод", "Метко в цель", "Подвижная цель", "Перетягивание через черту".
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты.
Рывки с места с максимальной скоростью на 5, 10, 15м. Рывки из различных исходных положений в различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости направления движения по зрительному сигналу. Ускорения. Бег по виражу, по спирали, кругу, восьмёрке (лицом и спиной вперед). Эстафеты и игры с применением беговых упражнений. Упражнения с мячами (футбольными, баскетбольными, теннисными) у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе. Игры и упражнения, построенные на опережении действий партнёра (овладение мячом и т.п.).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Многоскоки, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Бег с резкими остановками и последующими стартами. Броски мяча на дальность. Подвижные игры "Бой петухов", "Перетягивание через черту" и др.
Упражнения для развития выносливости.
Длительный равномерный бег.Кроссы 2 км. Интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью в течение 4-5 мин.Упражнения с отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью.
Упражнения для развития ловкости.
Эстафеты с предметами и без предметов. Бег с прыжками через препятствия. Падения и подъемы. Игра клюшкой стоя на коленях, в полуприседе и в приседе. Выполнение изученных способов остановки и передачи мяча во время ходьбы, бега, прыжков, после ускорений. Передача мяча в движущуюся цель. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры "Живая цель", "Ловля парами", "Невод" и т.д.
Упражнения для развития гибкости.
Маховые движения руками, ногами с большой амплитудой, с отягощениями, пружинистые наклоны в разные стороны. Вращения туловища, шпагат, полушпагат. Упражнения для увеличения подвижности суставов и "растягивания" мышц, несущих основную нагрузку в игре.
Техническая подготовка
Техника передвижения
Стойка флорболиста (высокая, средняя, низкая). Бег. Бег с прыжками, поворотами, резкими остановками. Бег спиной вперёд. Бег приставными и скрестными шагами. Бег по "спирали".
Техника владения клюшкой и мячом.
Техника нападения
Обучение хвату клюшки одной, двумя руками. Ведение без отрыва клюшки от мяча (перед собой, сбоку), по прямой и по дуге. Ведение мяча толчками концом крюка и серединой крюка (перед собой, сбоку). Широкое и короткое ведение мяча. Ведение мяча "восьмёркой", без зрительного контроля. Выполнение броска с "удобной" стороны на месте и в движении. Остановка мяча клюшкой с "удобной" стороны. Остановка мяча ногой, бедром. Передачи мяча толчком, в парах, тройках, на месте и в движении. Ознакомление с техникой подброса мяча. Удары по неподвижному и катящемуся мячу,на месте и в движении.
Техника защиты
Отбор мяча ногой. Выполнение отбора при встречном движении сбоку. Отбор мяча клюшкой, корпусом, "вытаскивание мяча" концом крюка клюшки.
Тактическая подготовка
Тактика игры полевых игроков.
Тактика игры в нападении
Индивидуальные действия. Ведение, обводка, атака ворот. Умение ориентироваться на игровой площадке. Выполнение различных действий без мяча и с мячом в зависимости от действий партнёров, соперников.
Своевременное занятие наиболее выгодной позиции для получения мяча. Отрыв от «опекуна» для получения мяча. Тактика действий вблизи ворот соперника – добивание мяча, отскочившего от вратаря.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
в программы лежат принципы:
- Принцип системности. Реализуется через эффективное решение выдвигаемых задач при минимальной затрате педагогических усилий и максимальной вовлеченности детей в исполнительский процесс.
- Принцип сознательности, который реализуется через опору на сознательное стремление детей к высокому результату в коллективной и социо-культурной деятельности. (Включает в себя сознательное отношение к деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе обучения, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в прикладном творчестве).
- Принцип комплексности, реализующийся посредством интеграции всего комплекса воспитательно-образовательных мер вокруг ребенка, создание эмоционально-положительного фона.
- Принцип гуманизации межличностных отношений. Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях.
Межпредметные связи обеспечивают соединение теории и практики.
- История – сведения о возникновении и развитии спорта.
- Литература и русский язык. Обучающиеся развивают речь, учатся использовать профессиональную терминологию и грамотно говорить.
- Анатомия – знания данного предмета позволяют более правильно выполнять физические упражнения.
Опыт, полученный в результате межпредметных связей, способствует физической активности.
Методы обучения
- Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
- Упражнения формируют практические умения и знания.
Структура типичного занятия
Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение изделия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит выполнение нормативов.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
- Концепция развития дополнительного образования от 04. 09.2014 № 1726-р
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «О направлении рекомендации»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказом Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 № 2074).
- Устав МАОУ СОШ № 214.
Материально-техническое обеспечение:
В спортивном зале, где систематически проводятся занятия, используются различные спортивные снаряды и спортивный инвентарь, а также используется специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
Для реализации программы необходимы:
- Спортивный зал с воротами;
- обучающимся –клюшка, мячик, форма для занятий по флорболу, специальная обувь.
Техническое оснащение занятий
- Ворота для игры в флорбол-2 шт.
- Клюшки -20 шт.
- Мячи для флорбола-30 шт.
- Мячи для футбола-10 шт.
- Мячи для баскетбола-10 шт.
- Набивные мячи-18 шт.
- Скакалка гимнастическая -18 шт.
- Гантели-10 пар.
- Стойки-конусы-15 шт.
Список литературы, использованный при написании программы
- Баженов А.А. Флорбол. Тактика игры. Журнал физическая культура в школе, 2000, №1 и №2.
- Костяев В.А. Методика начального обучения техники флорбола. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» - Архангельск: АГМА, 1998. – 83 с.
- Костяев В.А. Начальная подготовка вратаря в флорболе. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» - Архангельск: АГМА, 1998. – 83 с.
- Костяев В.А. Методика подготовки защитников в юношеском флорболе. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» - Архангельск: АГМА,1998. – 84 с.
Список литературы, рекомендуемый для родителей и обучающихся
- Баженов А.А. Правила соревнований и технические приемы в флорболе. Журнал физическая культура в школе, 1999, №5 и №6.
- Флорбол. Правила соревнований (учебно-методическое пособие).
- Под ред. В.А.Костяева. – Издательский центр СГМУ г. Архангельск, 2009.
Рекомендуемые ссылки
- https://www.floorballunion.ru/-Национальная Федерация флорбола России
- http://rusfloorball.com/-Флорбол- России
- http://knnvs.com/ -Комитет национальных и неолимпийских видов спорта
Календарно-тематический план спортивной секции «Флорбол»
№ | Тема |
Кол-во часов |
1 |
Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Стойка флорболиста. |
2 |
2 |
Ознакомление с видами ведения мяча. |
2 |
3 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
4 |
Ознакомление с техникой дриблинга. |
2 |
5 |
Закрепление техники дриблинга. |
2 |
6 |
Тренировка на развитие координационных качеств. |
2 |
7 |
Ознакомление с видами остановки мяча. |
2 |
8 |
Закрепление техники остановки мяча. |
2 |
9 |
Учебная игра. |
2 |
10 |
Ознакомление с техникой ведения мяча. |
2 |
11 |
Разучивание техники ведения без отрыва клюшки от мяча. |
2 |
12 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
13 |
Разучивание техники "короткого" ведения мяча. |
2 |
14 |
Разучивание техники "широкого" ведения мяча. |
2 |
15 |
Разучивание техники остановки мяча клюшкой. |
2 |
16 |
Тренировка на развитие координационных качеств. |
2 |
17 |
Разучивание техники ведения мяча без зрительного контроля. |
2 |
18 |
Закрепление техники ведения мяча без зрительного контроля. |
2 |
19 |
Учебная игра. |
2 |
20 |
Закрепление техники остановки мяча ногой. |
2 |
21 |
Ознакомление с видами бросков мяча. |
2 |
22 |
Тренировка на развитие координационных качеств. |
2 |
23 |
Ознакомление с видами передач. |
2 |
24 |
Разучивание техники передачи мяча толчком. |
2 |
25 |
Разучивание техники броска с «удобной стороны», на месте. |
2 |
26 |
Учебная игра. |
2 |
27 |
Разучивание техники передачи мяча в три касания, на месте. |
2 |
28 |
Закрепление техники передачи мяча в три касания, на месте. |
2 |
29 |
Разучивание техники броска с «удобной стороны», в движении. |
2 |
30 |
Учебная игра. |
2 |
31 |
Разучивание техники передачи мяча в три касания, в движении. |
2 |
32 |
Закрепление техники передачи мяча в три касания, в движении. |
2 |
33 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
34 |
Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Ознакомление с видами ударов. |
2 |
35 |
Разучивание техники удара по неподвижному мячу, на месте и в движении. |
2 |
36 |
Тренировка на развитие координационных качеств. |
2 |
37 |
Закрепление техники удара по неподвижному мячу, на месте и в движении. |
2 |
38 |
Учебная игра. |
2 |
39 |
Круговая тренировка. |
2 |
40 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
41 |
Эстафеты с передачей мяча. |
2 |
42 |
Разучивание техники удара по катящемуся мячу, на месте и в движении. |
2 |
43 |
Закрепление техники удара по катящемуся мячу, на месте и в движении. |
2 |
44 |
Учебная игра. |
2 |
45 |
Тренировка на развитие координационных качеств. |
2 |
46 |
Разучивание техники передачи, не выше уровня колен, на месте. |
2 |
47 |
Закрепление техники передачи, не выше уровня колен, на месте. |
2 |
48 |
Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Правила флорбола. |
2 |
49 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
50 |
Эстафеты с обводкой стоек. |
2 |
51 |
Разучивание техники передачи от борта, на месте. |
2 |
52 |
Закрепление передачи от борта, на месте. |
2 |
53 |
Учебная игра. |
2 |
54 |
Разучивание техники передачи, от борта в движении. |
2 |
55 |
Закрепление передачи от борта, в движении. |
2 |
56 |
Круговая тренировка. |
2 |
57 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
58 |
Изучение сочетаний технических приемов: ведение – бросок. |
2 |
59 |
Закрепление сочетаний технических приемов: ведение – бросок. |
2 |
60 |
Учебная игра. |
2 |
61 |
Изучение сочетаний технических приемов: ведение – бросок – добивание. |
2 |
62 |
Закрепление сочетаний технических приемов: ведение – бросок – добивание. |
2 |
63 |
Тренировка на развитие скоростных качеств. |
2 |
64 |
Учебная игра. |
2 |
65 |
Разучивание техники отбора мяча ногой. |
2 |
66 |
Закрепление техники отбора мяча ногой. |
2 |
67 |
Тренировка на развитие координационных качеств. |
2 |
68 |
Учебная игра. |
2 |
69 |
Совершенствование техники отбора мяча ногой. |
2 |
70 |
Эстафеты с обводкой стоек. |
2 |
71 |
Совершенствование техники бросков. |
2 |
72 |
Обучение умению развивать атаку из стандартных положений: розыгрыш мяча в центре поля. |
2 |
73 |
Совершенствование техники ударов мяча. |
2 |
74 |
Совершенствование техники приема мяча. |
2 |
75 |
Контрольная игра. |
2 |
76 |
Учебная игра. Подведение итогов года. |
2 |