Дополнительная общеобразовательная программа «Флорбол»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: флорбол


Направленность - спортивная.

Уровень программы - освоение новых навыков, совершенствования физиологических качеств.

Возраст обучающихся 7–12 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

I. Пояснительная записка

1. ВВЕДЕНИЕ

Программа по флорболу, разработана для детей школьного возраста.

Рабочая программа дополнительного образования по флорболу составлена на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, постановлений и приказов Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерства образования Российской Федерации, национальной федерации флорбола России, регламентирующих работу государственных, школ дополнительного образования, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их подчиненности и с учетом современного состояния флорбола как вида спорта.

Нужность курса: Программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Систематические занятия флорболом способствуют, оздоровительному воздействию на организм детей, с последующим привлечением их к регулярным занятиям физической культуры, а затем, возможно, и спортом, в зависимости от медицинских показаний. В процессе занятий формируется правильная осанка, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок, создается мышечный корсет, развивается двигательная и мышечная координация, улучшается внимание, память, внутренняя организация, ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом. Занятия флорболом помогают детям формировать качества характера, важные в будущей жизни – собранность, ответственность, целеустремленность, развивают свою индивидуальность, сохраняя при этом, умение работать в коллективе.

Отличительная особенность данного вида спорта заключается:

  • дети с разной конституцией, физическим развитием могут быстро добиться успехов, в силу технических особенностей игры.
  • в состав команды могут входить девочки и мальчики одного возраста (включая официальные соревнования).
  • легкий вес инвентаря (мяч-23 грамм клюшка, не более 380 грамм) и его ценовая доступность.
  • меньший процент травматизма по сравнению с другими видами спорта-запрещены силовые приемы, небольшой вес инвентаря.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель: Воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственное и эстетическое воспитание с физическим совершенством.

Задачи:

  • Развивать морально-волевые качества у школьников.
  • Формировать культуру здорового образа жизни.
  • Совершенствовать координацию и быстроту движений.

1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Флорбол» рассчитана на 12 года обучения для детей от 7 до 12 лет. Рекомендуемая периодичность занятий: 1,5 часа 3 раза в неделю.

Набор детей осуществляется в свободной форме:

  • через распространение рекламных объявлений;
  • посещение школьных родительских собраний;
  • проведение Дня открытых дверей;

Формируются группы из учащихся начальной школы. Программа осуществляется по ознакомительному уровню 7-9 лет. Набор в группу осуществляется на основе добровольности и по состоянию здоровья (медицинский допуск)

Программа рассчитана на 36 учебных недель.

В учебно-тренировочном процессе в основном используется групповая форма обучения, а также индивидуальная. Методы организации учебно-воспитательного процесса - наглядный, словесный, игровой, повторный, соревновательный.

1.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты:

  • овладеть основами знаний, определяемых программой;
  • овладеть практическими навыками игры;
  • достичь допрофессиональную компетентность;
  • сформировать положительный интерес к систематической тренировке.

Личностные результаты:

  • развивать мотивацию учебной деятельности;
  • формировать личностный смысл учебной деятельности;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  • формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • осваивать универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • уметь оценивать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • усвоить знания о флорболе, как о командном виде спорта;
  • усвоить знания о значении физической нагрузки для здоровья человека;
  • уметь взаимодействовать со сверстниками во время занятий;
  • достигнуть определенного уровня овладениями тактик флорбола.

Планируемые знания, умения и навыки по всей программе

Уметь

Знать

1. Правильно держать клюшку и располагаться в зале.
2. Выполнять упражнения в потоке
(друг за другом) по сигналу тренера.
3. Выполнять простейшие
тестовые задания флорбола (включают в себя проверку силы, выносливости и координации)
4. Уметь вести себя в коллективе.

1. Знать технику безопасности про проведении тренировок.
2. Знать правила игры флорбола (основные тезисы).
3. Знать основы тактического
расположения флорболистов на
площадке.

Форма занятий: тренировочные занятия, просмотр и анализ учебных кино- и видеоматериалов, игр команд высокой квалификации, видеозаписей соревнований ведущих команд.

Учет знаний: участие в соревнованиях и учебных играх, учет технических заданий, и теоретических знаний.

Определение уровня физической подготовленности занимающихся 7-12 лет.

Физические способности

Контрольное упражнение
(тест)

Возраст
(лет)

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег на 30 м (сек.)

7
8
9
10

7,5 и выше
7,1
6,8
6,6

7,3–6,2
7,0–6,0
6,7–5,7
6,5–5,6

5,6 и ниже
5,4
5,1
5,1

7,6 и выше
7,3
7,0
6,6

7,5–6,4
7,2–6,2
6,9–6,0
6,5–5,6

5,8 и ниже
5,6
5,3
5,2

2

Координаци­онные

Челночный бег 3х10 м (сек.)

7
8
9
10

11,2 и выше
10,4
10,2
9,9

10,8–10,3
10,0–9,5
9,9–9,3
9,5–9,0

9,9 и ниже
9,1
8,8
8,6

11,7 и выше
11,2
10,8
10,4

11,3–10,6
10,7–10,1
10,3–9,7
10,4–9,5

10,2 и ниже
9,7
9,3
9,1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

7
8
9
10

100 и ниже
110
120
130

115–135
125–145
130–150
140–160

155 и выше
165
175
185

85 и ниже
90
110
120

110–130
125–140
135–150
140–155

150 и выше
155
160
170

4

Выносли-вость

6 минутный бег (м)

7
8
9
10

700 и ниже
750
800
850

750–900
800–950
850–1000
900–1050

1100 и выше
1150
1200
1250

500 и ниже
550
600
650

600–800
650–850
700–900
750–950

900 и выше
950
1000
1050

Форма аттестации и оценочные материалы.

Занимающиеся при прохождении учебного материала, три раза в год проходят тестирование, с целью выявления уровня физической подготовленности.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание занятий

Периоды

Всего часов

Осень

Зима

Весна

Теоретические занятия

4

 

 

 

Ознакомление с флорболом.Правила игры.

1

1

 

 

Самоконтроль, техника безопасности.

1

 

1

 

Гигиена, врачебный контроль.

1

 

 

1

Изучение и анализ техники и тактики игры.

1

1

 

 

Практические занятия

72

24

24

26

Общая физическая подготовка.

20

10

5

5

Специальная физическая подготовка.

20

5

5

10

Техническая подготовка.

20

5

10

5

Тактическая подготовка.

12

4

4

4

Всего

76

26

25

25

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретические занятия:

Ознакомление с флорболом. Правила игры:

  • Появление и развитие флорбола. Флорбол в России и за рубежом
  • Изучение правил игры. Основные права и обязанности игроков.
  • Значение спортивных соревнований.

Самоконтроль, техника безопасности:

  • Понятие о самоконтроле. Признаки утомления.
  • Основные причины, вызывающие травмы в флорболе.
  • Требования, предъявляемые к инвентарю и одежде.

Гигиена, врачебный контроль:

  • Общие понятия о гигиене спорта. Значение правильного режима для юного спортсмена. Понятие о диспансеризации.

Изучение и анализ техники и тактики игры:

  • Изучение и анализ техники основных приемов игры. Понятие о спортивной технике.
  • Характеристика основных технических приемов флорбола.
  • Общие понятия о тактике игры. Основы тактики игры в нападении и защите.

Практические занятия

Общая физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, рывки. Выполнение упражнений на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращение, повороты головы в различных направлениях. Упражнения для мышц туловища: упражнения на формирование правильной осанки, наклоны, повороты, вращения туловища в различных исходных положениях; поднимание и опускание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, на животе, сидя, в висе; Упражнения для ног: поднимание на носки; вращение в голеностопных суставах; сгибание и разгибание ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; приседания на одной и на двух ногах;

отведение и приведение; махи в разных направлениях: выпады; пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; ходьба в приседе и в полном приседе. Упражнения в парах: повороты и наклоны туловища, попеременное сгибание и разгибание рук, приседания с партнёром, игры с элементами сопротивления.

Общеразвивающие упражнения с предметами.

Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения в парах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с гантелями: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания. Упражнения со скакалкой: прыжки на одной и двух ногах с вращением скакалки вперед, назад: прыжки с поворотами; Упражнения с малыми мячами: броски; ловля мячей после подбрасывания вверх, удара об пол, удара в стену: ловля мячей на месте, в прыжке.

Акробатические упражнения.

Группировка в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в группировке лёжа на спине (вперед, назад), из исходного положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения, лёжа и упора стоя на коленях.

Легкоатлетические упражнения.

Бег: с ускорением до 30-40 м; низкий старт и стартовый разбег; челночный бег3Х10; эстафетный бег до 60 м этапами; в чередовании с ходьбой до 400 м, кросс 300-500 м. Прыжки: в длину с места.

Подвижные игры.

Игры с мячом, с беговыми упражнениями, с прыжками, с метанием, с сопротивлением на внимание, на координацию: "Гонка мячей", "Пятнашки", "Невод", "Метко в цель", "Подвижная цель", "Перетягивание через черту".

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты.

Рывки с места с максимальной скоростью на 5, 10, 15м. Рывки из различных исходных положений в различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости направления движения по зрительному сигналу. Ускорения. Бег по виражу, по спирали, кругу, восьмёрке (лицом и спиной вперед). Эстафеты и игры с применением беговых упражнений. Упражнения с мячами (футбольными, баскетбольными, теннисными) у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе. Игры и упражнения, построенные на опережении действий партнёра (овладение мячом и т.п.).

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Многоскоки, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Бег с резкими остановками и последующими стартами. Броски мяча на дальность. Подвижные игры "Бой петухов", "Перетягивание через черту" и др.

Упражнения для развития выносливости.

Длительный равномерный бег.Кроссы 2 км. Интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью в течение 4-5 мин.Упражнения с отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью.

Упражнения для развития ловкости.

Эстафеты с предметами и без предметов. Бег с прыжками через препятствия. Падения и подъемы. Игра клюшкой стоя на коленях, в полуприседе и в приседе. Выполнение изученных способов остановки и передачи мяча во время ходьбы, бега, прыжков, после ускорений. Передача мяча в движущуюся цель. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры "Живая цель", "Ловля парами", "Невод" и т.д.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые движения руками, ногами с большой амплитудой, с отягощениями, пружинистые наклоны в разные стороны. Вращения туловища, шпагат, полушпагат. Упражнения для увеличения подвижности суставов и "растягивания" мышц, несущих основную нагрузку в игре.

Техническая подготовка

Техника передвижения

Стойка флорболиста (высокая, средняя, низкая). Бег. Бег с прыжками, поворотами, резкими остановками. Бег спиной вперёд. Бег приставными и скрестными шагами. Бег по "спирали".

Техника владения клюшкой и мячом.

Техника нападения

Обучение хвату клюшки одной, двумя руками. Ведение без отрыва клюшки от мяча (перед собой, сбоку), по прямой и по дуге. Ведение мяча толчками концом крюка и серединой крюка (перед собой, сбоку). Широкое и короткое ведение мяча. Ведение мяча "восьмёркой", без зрительного контроля. Выполнение броска с "удобной" стороны на месте и в движении. Остановка мяча клюшкой с "удобной" стороны. Остановка мяча ногой, бедром. Передачи мяча толчком, в парах, тройках, на месте и в движении. Ознакомление с техникой подброса мяча. Удары по неподвижному и катящемуся мячу,на месте и в движении.

Техника защиты

Отбор мяча ногой. Выполнение отбора при встречном движении сбоку. Отбор мяча клюшкой, корпусом, "вытаскивание мяча" концом крюка клюшки.

Тактическая подготовка

Тактика игры полевых игроков.

Тактика игры в нападении

Индивидуальные действия. Ведение, обводка, атака ворот. Умение ориентироваться на игровой площадке. Выполнение различных действий без мяча и с мячом в зависимости от действий партнёров, соперников.

Своевременное занятие наиболее выгодной позиции для получения мяча. Отрыв от «опекуна» для получения мяча. Тактика действий вблизи ворот соперника – добивание мяча, отскочившего от вратаря.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

в программы лежат принципы:

  • Принцип системности. Реализуется через эффективное решение выдвигаемых задач при минимальной затрате педагогических усилий и максимальной вовлеченности детей в исполнительский процесс.
  • Принцип сознательности, который реализуется через опору на сознательное стремление детей к высокому результату в коллективной и социо-культурной деятельности. (Включает в себя сознательное отношение к деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе обучения, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в прикладном творчестве).
  • Принцип комплексности, реализующийся посредством интеграции всего комплекса воспитательно-образовательных мер вокруг ребенка, создание эмоционально-положительного фона.
  • Принцип гуманизации межличностных отношений. Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях.

Межпредметные связи обеспечивают соединение теории и практики.

  • История – сведения о возникновении и развитии спорта.
  • Литература и русский язык. Обучающиеся развивают речь, учатся использовать профессиональную терминологию и грамотно говорить.
  • Анатомия – знания данного предмета позволяют более правильно выполнять физические упражнения.

Опыт, полученный в результате межпредметных связей, способствует физической активности.

Методы обучения

  • Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
  • Упражнения формируют практические умения и знания.

Структура типичного занятия

Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение изделия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит выполнение нормативов.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
  4. Концепция развития дополнительного образования от 04. 09.2014 № 1726-р
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «О направлении рекомендации»
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41;
  7. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказом Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 № 2074).
  8. Устав МАОУ СОШ № 214.

Материально-техническое обеспечение:

В спортивном зале, где систематически проводятся занятия, используются различные спортивные снаряды и спортивный инвентарь, а также используется специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

Для реализации программы необходимы:

  • Спортивный зал с воротами;
  • обучающимся –клюшка, мячик, форма для занятий по флорболу, специальная обувь.

Техническое оснащение занятий

  • Ворота для игры в флорбол-2 шт.
  • Клюшки -20 шт.
  • Мячи для флорбола-30 шт.
  • Мячи для футбола-10 шт.
  • Мячи для баскетбола-10 шт.
  • Набивные мячи-18 шт.
  • Скакалка гимнастическая -18 шт.
  • Гантели-10 пар.
  • Стойки-конусы-15 шт.

Список литературы, использованный при написании программы

  1. Баженов А.А. Флорбол. Тактика игры. Журнал физическая культура в школе, 2000, №1 и №2.
  2. Костяев В.А. Методика начального обучения техники флорбола. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» - Архангельск: АГМА, 1998. – 83 с.
  3. Костяев В.А. Начальная подготовка вратаря в флорболе. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» - Архангельск: АГМА, 1998. – 83 с.
  4. Костяев В.А. Методика подготовки защитников в юношеском флорболе. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» - Архангельск: АГМА,1998. – 84 с.

Список литературы, рекомендуемый для родителей и обучающихся

  1. Баженов А.А. Правила соревнований и технические приемы в флорболе. Журнал физическая культура в школе, 1999, №5 и №6.
  2. Флорбол. Правила соревнований (учебно-методическое пособие).
  3. Под ред. В.А.Костяева. – Издательский центр СГМУ г. Архангельск, 2009.

Рекомендуемые ссылки

Календарно-тематический план спортивной секции «Флорбол»

Тема

Кол-во часов

1

Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Стойка флорболиста.

2

2

Ознакомление с видами ведения мяча.

2

3

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

4

Ознакомление с техникой дриблинга.

2

5

Закрепление техники дриблинга.

2

6

Тренировка на развитие координационных качеств.

2

7

Ознакомление с видами остановки мяча.

2

8

Закрепление техники остановки мяча.

2

9

Учебная игра.

2

10

Ознакомление с техникой ведения мяча.

2

11

Разучивание техники ведения без отрыва клюшки от мяча.

2

12

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

13

Разучивание техники "короткого" ведения мяча.

2

14

Разучивание техники "широкого" ведения мяча.

2

15

Разучивание техники остановки мяча клюшкой.

2

16

Тренировка на развитие координационных качеств.

2

17

Разучивание техники ведения мяча без зрительного контроля.

2

18

Закрепление техники ведения мяча без зрительного контроля.

2

19

Учебная игра.

2

20

Закрепление техники остановки мяча ногой.

2

21

Ознакомление с видами бросков мяча.

2

22

Тренировка на развитие координационных качеств.

2

23

Ознакомление с видами передач.

2

24

Разучивание техники передачи мяча толчком.

2

25

Разучивание техники броска с «удобной стороны», на месте.

2

26

Учебная игра.

2

27

Разучивание техники передачи мяча в три касания, на месте.

2

28

Закрепление техники передачи мяча в три касания, на месте.

2

29

Разучивание техники броска с «удобной стороны», в движении.

2

30

Учебная игра.

2

31

Разучивание техники передачи мяча в три касания, в движении.

2

32

Закрепление техники передачи мяча в три касания, в движении.

2

33

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

34

Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Ознакомление с видами ударов.

2

35

Разучивание техники удара по неподвижному мячу, на месте и в движении.

2

36

Тренировка на развитие координационных качеств.

2

37

Закрепление техники удара по неподвижному мячу, на месте и в движении.

2

38

Учебная игра.

2

39

Круговая тренировка.

2

40

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

41

Эстафеты с передачей мяча.

2

42

Разучивание техники удара по катящемуся мячу, на месте и в движении.

2

43

Закрепление техники удара по катящемуся мячу, на месте и в движении.

2

44

Учебная игра.

2

45

Тренировка на развитие координационных качеств.

2

46

Разучивание техники передачи, не выше уровня колен, на месте.

2

47

Закрепление техники передачи, не выше уровня колен, на месте.

2

48

Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Правила флорбола.

2

49

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

50

Эстафеты с обводкой стоек.

2

51

Разучивание техники передачи от борта, на месте.

2

52

Закрепление передачи от борта, на месте.

2

53

Учебная игра.

2

54

Разучивание техники передачи, от борта в движении.

2

55

Закрепление передачи от борта, в движении.

2

56

Круговая тренировка.

2

57

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

58

Изучение сочетаний технических приемов: ведение – бросок.

2

59

Закрепление сочетаний технических приемов: ведение – бросок.

2

60

Учебная игра.

2

61

Изучение сочетаний технических приемов: ведение – бросок – добивание.

2

62

Закрепление сочетаний технических приемов: ведение – бросок – добивание.

2

63

Тренировка на развитие скоростных качеств.

2

64

Учебная игра.

2

65

Разучивание техники отбора мяча ногой.

2

66

Закрепление техники отбора мяча ногой.

2

67

Тренировка на развитие координационных качеств.

2

68

Учебная игра.

2

69

Совершенствование техники отбора мяча ногой.

2

70

Эстафеты с обводкой стоек.

2

71

Совершенствование техники бросков.

2

72

Обучение умению развивать атаку из стандартных положений: розыгрыш мяча в центре поля.

2

73

Совершенствование техники ударов мяча.

2

74

Совершенствование техники приема мяча.

2

75

Контрольная игра.

2

76

Учебная игра. Подведение итогов года.

2