Класс |
4 |
Тема урока |
Формирование вычислительных навыков.
Правописание безударных гласных.
Природные зоны россии |
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Форма урока |
Интегрированный урок |
Цель урока |
формировать вычислительные навыки учащихся:
закреплять умение детей решать задачи; уравнения;
закрепить знания учащихся по теме “Безударная гласная”, правило проверки безударной гласной. |
Задачи урока |
Образовательная: систематизировать знания по теме, закрепить алгоритмы решения задач и примеров, формировать навыки чтения.
Развивающая: развивать память, внимание, умение находить в тексте необходимую информацию, вести диалог-расспрос, умение давать самооценку и оценивать других.
Практическая: совершенствовать навыки с опорой на личный опыт; практиковать применение речевых умений в новых учебных коммуникативных ситуациях.
Воспитательная: создать условия взаимодействия с партнером, формировать позитивное отношение к учебе. |
Планируемые результаты |
Предметные результаты |
УУД |
|
Обучающийся научится:
- поддерживать элементарный диалог, находить в тексте необходимую информацию;
Обучающийся получит возможность:
применять свои знания в разных предметных линиях и делать выводы о объёме своих знаний. |
Личностные УУД:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- самоопределение, самоорганизация
Регулятивные УУД:
- формулировать цель учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
- формировать умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные УУД:
- планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные…УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Метапредметные результаты:
- развивать операции логического мышления: сопоставление, навыки самоконтроля, взаимоконтроля;
- уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать достигнутые результаты.
Личностные результаты:
-развитие мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества;
-формирование интереса к устройству мира. |
Основное понятие |
Орфограмма, природные зоны |
Формы работы |
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технологии, используемые на уроке в условиях реализации ФГОС |
-игровые;
-здоровьесберегающие;
-педагогика сотрудничества |
Методы и методические приемы |
метод мотивации, проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, мозговая атака, самостоятельный поиск необходимой информации, метод рефлексии, работа в группе, приëм «да-нет» |
Ресурсы |
учебник, Интернет |
Оборудование |
Интерактивная доска, презентация, раздаточный материал |
Формы контроля |
взаимоконтроль, самоконтроль |
Условия на уроке для проявления познавательной деятельности |
-создание атмосферы сотрудничества;
-создание ситуации успеха для каждого ученика;
-использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
-использование проблемных ситуаций;
-практико-ориентированная направленность изучаемого материала |
| Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Организационный этап (самоопределение к учебной деятельности)
(Метод мотивации) |
Приветствует учеников.
Сегодняшний урок и обычный, и необычный одновременно. Обычный потому, что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и необычный, т.к. речь пойдет о русском языке и о математике одновременно и работать будем и в тетрадях по математике и по русскому языку. |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация
Коммуникативные: сотрудничество с учителем, точное выражение своих мыслей. |
Постановка цели и задач урока.
(проблемный метод,
прием «да-нет») |
Проблемный вопрос:
Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете? |
Дети дают ответы на проблемный вопрос: используя прием «да-нет» |
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем |
Актуализация знаний.
(самостоятельный поиск необходимой информации, метод мотивации) |
Предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по нашей стране по природным зонам. Эта тема нам знакома, так совсем недавно на уроках окружающего мира мы изучили эту тему.
Итак, приготовились к чистописанию и устному счёту:
1000-999, 100-94, 1000:100, 2816-2800, 99:3
Запишите числа 1, 6, 10,16, 33.
Запишите, буквы, которые расположены в алфавите под этими номерами.
а, е, и, о, я
Посмотрите на наше чистописание и предположите тему нашего урока.
Да, по русскому языку тема «Повторение написания безударных гласных», а по математике будем упражняться в вычислительных навыках. |
Учащиеся выполняют чистописание, устный счёт и озвучивают тему урока русского языка. |
Познавательные:
поиск необходимой информации.
Регулятивные: самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Личностные УУД:
формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности. |
Обобщение и систематизация знаний
(мозговая атака, самостоятельный поиск необходимой информации, метод мотивации) |
Итак, собираемся в дорогу.
Перед вами задание, выполнив которое вы сможете отправиться в путешествие.
Графический словарный диктант. Запишите только пропущенные в словах буквы по порядку. 1 у доски.
В_ гон, б _лет, д_ рога, пасс_ жир, автом_ биль, б_ гаж, _кскурсия, в_кзал
а, и, о, о, а, о, а, э,
Собираясь в далекое путешествие необходимо хорошо ориентироваться в единицах времени, массы и длины.
Игра “Веришь ли ты?”
1 у доски
15 км = 15000 м (да)
3 м 34 см = 3340 см (нет)
3 км = 300 м (нет)
2 ч = 200 мин (нет)
150 мин = 2 ч 30 мин (да)
5 т 600 кг = 560 кг (нет)
45000 г = 45 кг (да) |
Работают со словарными словами, повторяют единицы времени, массы, длины. Игра «Веришь ли ты?» |
Познавательные УУД
поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами.
|
Применение знаний и умений в новой ситуации
(мозговая атака, прием «взаимоопрос», индивидуальный и дифференцированный подход в обучении) |
Посмотрите на карту. Какая огромная наша страна! Общая протяженность границ России 60933 км. Из них 38808 км – морские границы.
Составьте уравнение и найдите длину сухопутных границ.
Х + 38808 = 60933
Земля наша огромная, но каждый маленький кусочек страны, каждая пядь, как говорили в старину, дорога русскому человеку. |
Составляют и решают уравнение.
|
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами,
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами языка.
Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка, взаимооценка.
Личностные УУД:
формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности. |
Просклоняйте имена существительные – тайга, – лес, – степь.
Будьте внимательны с безударными падежными окончаниями.
Итак, первая наша остановка – зона арктических пустынь.
Запишите под диктовку предложение, объясняя правописание безударных гласных.
Белые пустыни Арктики – это зона островов и морей около Северного полюса. |
Склоняют имена существительные. Проверяют друг у друга. |
Белые пустыни Арктики – большие и обширные. Их площадь равна площади прямоугольника со сторонами 3.000.000 км и 9 км.
Давайте найдем площадь Арктических пустынь. |
Запись под диктовку предложения.
Находят площадь объекта. |
|
Физминутка |
Одна дана нам голова. (Круговые движения головой)
А глаза два, и уха два, (Движения глазами. Подергивание мочек ушей)
И два виска, и две руки, (Точечный массаж висков. «Сухое умывание» кистей рук.)
Зато один и нос, и рот. (Глубокий вдох и выдох через нос)
Как хорошо, что не наоборот! |
Дети выполняют упражнения |
Регулятивные УУД:
самоконтроль |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
(самостоятельный поиск необходимой информации, метод рефлексии, работа в группе) |
Следующая зона – тундра.
Составьте предложение из слов, объясните правописание безударных гласных.
Оленеводство, занятие, тундры, население, основное.
Задача. Одно нанайское поселение держит 3 стада оленей по 197 голов в каждом, а эскимосское поселение – 4 стада оленей по 158 голов каждом. Сколько всего голов оленей в этих поселениях?
Следующая зона – зона лесов.
Самая широкая часть тайги 2000 км, самая узкая часть – 500 км.
Во сколько раз узкая часть тайги меньше широкой? 2000: 500 = |
Составляют и записывают предложение. Зачитывают предложения и находят лучший вариант записи.
Решают задачу |
Регулятивные УУД:
- формировать умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им,
-взаимоконтроль
Личностные УУД:
формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности. |
| И совершенно естественно, что в этой зоне много животных, ведь питание найти здесь могут многие. |
Формулируют алгоритм и отвечают на вопрос. |
Запишите предложение, кто живёт в тайге. 1 у доски
В тайге живут медведи, зайцы, лисы, белки, рыси.
Определите склонение имен существительных – названий животных. |
Определяют склонение имён существительных |
Проверка знаний по темам
(работа в группе) |
Следующая природная зона – степь.
ТЕСТ
У вас на партах вопросы теста. Выберите правильные ответы и запишите цифрами в строчку.
В какой строчке во всех словах пропущена буква Е?
- б_жать, цв_сти, ч_рнеть, ст_пной
- б_лить, б_леть, св…тить, св_стеть
В какой строчке указаны экологические проблемы степи?
- наводнение, пожар
- распашка земли, выпас скота, браконьерство
В какой строчке все имена существительные стоят в родительном падеже?
- На востоке, по площади, у Коли
- От ёлки, без дороги, с крыши
Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 6 см равна:
- 30 см2
- 22 см2
Сколько природных зон проходит через территорию Краснодарского края:
- 3
- 2
Воды скольких морей омывают берега нашего края?
- 2
- 3
Прочитайте число, которое у вас получилось. 122121
Работа в группе. Запишите животных пустыни в соответствии со склонением: 122121 |
Учащиеся в группах изучают тест, используя знания по предметам, по результату теста записывают названия животных степи разного склонения. |
Коммуникативные УУД:
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами,
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами языка. |
Рефлексия
(метод рефлексии) |
Предлагаю фишки на выбор по цвету: красная – отлично работал, зелёная – хорошо работал, жёлтая – сделал не всё. Раздает оценочную карту каждому ученику.
Знакомится с результатами каждого ребенка. Соглашается или нет .Объясняет свое мнение. Выставляет отметку в дневник. |
Оценивают работу на уроке при помощи фишек разного цвета. Изучает оценочную карту. Подчеркивает подходящие для него позиции. |
Регулятивные УУД:
самооценка |
Домашнее задание |
Домашнее задание на выбор: составить визитную карточку о животном, природная зона – на выбор, или подобрать загадки о животных, или составить задачу о нахождении площади природной зоны нашего края. |
Сочиняют визитку, подбирают загадки, составляют задачу. |
Личностные УУД:
формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности. |
Итог урока |
И давайте скажем ученикам нашего класса и гостям, собравшимся сейчас в нашем классе какой же предмет важнее, русский язык или математика?
Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее - нельзя. Как говорил М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. |
Дети высказывают своё мнение. |
Коммуникативные УУД:
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами,
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами языка. |