Урок как оценка деятельности преподавателя учреждения дополнительного образования

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


В настоящее время в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль личности, психологического фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования.

Музыкальное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать равноправное общение взрослого и ребенка, их совместную творческую деятельность. Уроки игры на музыкальных инструментах обеспечивают индивидуальное развитие ребенка на основе совместного с ним определения его интересов, целей, и путей преодоления препятствий, мешающих ему в достижении позитивных результатов в личности и творческом росте, в обучении, общении.

Работа с детьми – это всегда в значительной степени импровизация, что, конечно же, не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного урока, с каждым учеником, ведь к каждому ученику приходится искать особый подход, прием, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности.
Работа в такой школе, да и в других учреждениях дополнительного образования, это всегда поиск и творчество, ведь то, что подходит одному ученику, может не дать результатов у другого, да и в зависимости от возраста ученика, меняются задачи преподавателя. Во время урока, учитывая индивидуальные особенности ученика, необходимо правильно дозировать нагрузки. Очень важно, чтобы с первых занятий, у ребенка не пропало желание заниматься музыкой.

Занятия в школе проводятся и групповые (хор, сольфеджио, музыкальная литература), и индивидуальные (по специальности). Основная задача каждого преподавателя школы погрузить своих учеников в образно-эмоциональный мир музыки, который благотворно влияет на душевное здоровье ребенка, воспитать истинного ценителя прекрасного и, безусловно, научить ребенка владеть выбранным инструментом.

Анализ урока – необходимый компонент оценки деятельности учителя. В педагогической литературе встречается множество различных схем, планов, примеров анализа урока. Работа преподавателя школы с музыкальным направлением очень сложна: ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятия. Очевидно, что он должен обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение вопроса в самых различных ситуациях; наконец, что очень важно, он должен предельно целесообразно использовать ограниченное время урока так, чтобы успеть и проверить итоги домашней работы ученика (без стабильности которой успехи учащегося значительно снижаются), и дать ему четкие указания для прохождения нового материала.

Каждый урок в течение определенного учебного периода – это ступень к конечному выступлению учащегося на экзамене-концерте, который проходит в конце каждого триместра. Это выступление – результат совместной работы и педагога, и его ученика. Успешное выступление ученика является хорошим показателем профессионализма педагога, а это значит, что он грамотно выстраивал каждый урок.

Система индивидуальных занятий в классах по специальным предметам делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода и несколько облегчает само проведение урока по сравнению с групповыми занятиями. С другой стороны, из системы индивидуальных занятий вытекает ряд трудностей. Первая из них состоит в том, что наличие большого числа индивидуальных рабочих планов, очень сильно осложняет подготовку преподавателя к уроку. В чем это заключается:

  • в классе у преподавателя обучаются дети от 6 до 14 лет;
  • кто-то только начинает делать свои первые шаги в музыке, а кто-то уже исполняет технически сложные произведения или произведения, содержание в себе глубокий образ;
  • кто-то занимается с огромным желанием, а кто-то еще не совсем уверен в правильности своего выбора.

Вторая трудность заключается в неизбежности многократного повторения сходных указаний каждому ученику в отдельности. Преподавателю приходится быть очень изобретательным, чтобы не впасть в штампы и уметь вносить каждый раз что-то новое и в разъяснение ритмики, и в разъяснение голосоведения, нюансировки, динамики и т.д.

Третья трудность заключается в том, что преподавателю приходится каждый час перестраиваться применительно к индивидуальным особенностям очередного ученика; это особенно трудно тогда, когда после семиклассника приходит первоклассник, или, когда после способного, продвинутого ученика на занятие приходит менее способный и продвинутый ученик; нужно, однако, чтобы и он получил полную меру педагогического внимания.

И, все же, существуют определенные положения проведения урока, которых, безусловно, нужно придерживаться:

  1. Речь, обращённая к ребенку, должна состоять из коротких, грамматических простых фраз. С первых занятий, постепенно, вводить музыкальную терминологию, объясняя ребенку доступными словами, что обозначает каждый используемый термин. Темп речи должен учитывать сравнительную медлительность темпа детского восприятия и мышления.
  2. Ребенок имеет право на повторное объяснение. Большое значение для ученика имеет то, что преподаватель сам исполняет либо все разучиваемое им произведение, либо отдельные эпизоды, вызывающие затруднение у ученика.
  3. Интенсивность проведение урока должна повышаться от младших классов к старшим. В младших классах приходится учитывать и медленность восприятия ребенка, и медленность его соображения, и ограниченность способности к распределению внимания, и отсутствие привычки к длительной непрерывной работе. Урок в младших классах лучше проводить в игровой форме, с обязательным использованием наглядных материалов и слушанием хорошей музыки. В старших классах нужно наоборот, заботиться о том, чтобы урок был достаточно интенсивным, чтобы внимание ученика не оставалось незагруженным.
  4. Преподаваетль обязан научить ученика работать на основе общих правил и обобщенных указаний, что в конечном итоге используется в старших классах. Указания ребенку младших классов должны быть вначале целиком конкретными. Домашние задания ученикам младших классов должны быть совершенно точно назначены, для этого в дневнике ученика должно быть понятное разъяснение заданий по каждому, конкретному произведению. Ученикам старших классов можно предоставлять относительную самостоятельность в планировании своей работы.

Для того чтобы урок прошел продуктивно и интересно, естественно, что готовится к нему не только ученик, но и преподаватель. Первым моментом подготовки к уроку является редактирование, анализ и проигрывание учебного материала.

Редактирование учебного материала включает в себя следующие моменты:

  • обнаружение опечаток в нотном тексте;
  • необходмые дополнения или, если нужно, исправления;
  • дополнение аппликатурной цифровки.

К области редактирования относится также допустимое в минимальных пределах упрощение звуковой ткани, например, исключение одного из звуков аккорда для маленьких рук. Для детей младших классов укрупнение или выделение (другим цветом) шрифта аппликатурной цифровки.

Планирование учебного содержания урока необходимо производить по двум направлениям: с одной стороны, по линии расширения знаний обогащения навыков ученика, а с другой стороны, - по линии помощи в работе над репертуаром. Вторая линия занимает, как правило, главенствующее место урока, так как окончательное концертное выступление и является основной целью. Но не менее важна, а порой даже очень важна – первая линия, так сказать работа над «вспомогательным материалом». Это и разнообразные упражнения для пальцев рук, различные пьесы, которые могут быть пройдены, так сказать, эскизно, с целью развития реакции ученика на разнообразное музыкальное содержание, или просто с целью расширения его музыкально-художественного кругозора; сюда относится также игра в четыре руки, великолепно развивающая гармонический слух, чтение с листа незнакомого текста, игра по слуху.

Именно такой работой лучше всего заниматься в начале урока: это удобная форма для установления контакта с учеником, для овладения его вниманием; это дает возможность ученику «собрать себя», настроить на работу и, кстати, разогреть руки учащегося.

Первая половина урока, как правило, посвящена проверке домашнего задания. Далеко не всегда есть надобность слушать пьесу до конца, если по началу видно, что ученик не проделал над ней нужной работы. Прослушивание до конца имеет в данном случае лишь тот смысл, чтобы ученик более ясно осознал плохое качество своей игры и работы. Точно так же не всегда нужно прослушивать пьесу до конца, если по началу видно, что данные педагогом указания в основном выполнены; и в этом случае прослушивание всего произведения бывает нужно лишь для того, чтобы подчеркнуть достижения ученика.

На ранних этапах работы над произведением можно ограничиться выборочной проверкой отдельных мест, в первую очередь – наиболее трудных; этим, кстати, подчеркивается в глазах ученика важность работы над трудными местами.

При проверке задания, прежде всего, должно быть ясно, проверяется ли окончательный итог домашней работы, или же правильность самого ее хода. Это должно находиться в полном соответствии с тем, каков был характер задания: должен ли был ученик добиться реализации определенного комплекса задач или же он должен был работать по точно определенному методу, стараясь, таким образом, добиться возможно больших результатов.

После окончания проверочного прослушивания следует провести краткую «резюмирующую» беседу. В этом резюме важно отметить, прежде всего, положительные достижения ученика, постараться хоть в чем-нибудь одобрить его работу. Не менее, конечно, важно дать ему осознать и все дефекты его исполнения, особенно те, которые им самим недооцениваются. При этом тут же выясняются те причины, которые привели к неполноценному исполнению на уроке. Эти причины чаще всего бывают следующими:

  • ученик отложил большую часть работы на последний день;
  • играл только то, что нравится и что уже получается;
  • не припоминал всех указаний педагога и не придал им достаточного значения;
  • задание показалось очень легким или наоборот – непосильно трудным.

Прослушиванию игры ученика может предшествовать его «устный самоотчет». Ученик рассказывает, какие ему были даны указания, что ему удалось выполнить и чего еще не удалось добиться, в чем у него были основные затруднения.

Вместо устного самоотчета можно просто задать ученику ряд «контрольных вопросов», например, «Укажи, в каких местах у тебя были на прошлом уроке неточности в аппликатуре (артикуляции, голосоведении и т.п.)»; или: «Какой у тебя был недостаток в постановке руки»; или: «Что тебе говорили по поводу исполнения такого-то эпизода» и т.п. Если ученик не может в какой-то мере удовлетворительно ответить на вопросы такого рода, прослушивание можно и не производить, а просто считать задание невыполненным.

Следует остановиться на том, очень часто имеющем место случае, когда ученик – после неудачного проигрывания произведения – упорно утверждает, что «дома у него все выходило». Здесь бывает, собственно говоря, два различных случая:

А) ученику кажется, что дома у него «все выходило» лишь потому, что он играл с недостаточно собранным вниманием и не замечал недочетов в своей игре; на уроке же, в присутствии педагога, все эти недочеты ясно встали перед его глазами;

Б) ученик играл дома произведение действительно правильно, но лишь после нескольких проигрываний, а не с первого раза и даже не со второго.

И в том и в другом случае нужно очень толково объяснить ученику причину его неудачи на уроке. Особенно важно, чтобы он ясно понимал различие между однократным и повторным проигрыванием. Ученик должен ясно осознать тот простой факт, что всякое «исполнение» перед слушателем (в том числе и перед педагогом) по существу однократно и что, следовательно, пьеса (или часть ее) может только тогда считаться выученной, когда она выходит хорошо с первого раза, а не после нескольких проб.

Часовой урок едва ли может охватить более трех заданий (понимая под «одним заданием» - одно произведение). В очень большом числе случаев, когда самостоятельная работа ученика еще как следует не налажена, и этого бывает слишком много.

Из двух или трех (заранее намеченных) объектов работы следует останавливаться в первую очередь на том, которое – по предположениям педагога – требует наибольшей его помощи. Если этот вопрос не ясен, следует сначала прослушать все произведения, а затем начать работу с наиболее важного. Если же педагог, наоборот, очень ясно представляет себе ход работы ученика над всеми заданиями, и пока еще нет возможности работать над каждой пьесой как художественным целым, то имеет смысл углубленно проработать лишь некоторые эпизоды или части, вовсе не прослушивая произведения целиком.

Работая над первоочередным заданием, педагог должен, конечно рассчитывать время так, чтобы успеть сказать все самое необходимое и по поводу остальных произведений, успеть также дать все нужные заключительные, суммирующие указания. Следует всячески избегать «незаконченных» уроков, когда преподаватель вынужден прерывать свою работу с учеником чуть ли не на полуслове, неожиданно обнаружив, что время урока закончилось.

Полноценное проведение урока зависит: от тщательной подготовки к уроку; от наличия «творческого состояния»; от умелого сочетания «плавности» и «импровизационности» в проведении урока; от правильного понимания конечных целей всякого урока.

Вопрос о соотношении между «плановостью» и «импровизационностью» урока сводится к тому, насколько педагог, с одной стороны, должен сосредоточить свое внимание преимущественно на одной группе заранее намеченных задач и насколько, с другой стороны, он может и должен свободно переходить от одной группы задач к другой.

План урока, как и всякий живой план, допускает различные творческие «отклонения» и даже коренную перестройку работы, если необходимость этой перестройки с полной очевидностью встает в уме педагога, если он совершенно убежден в том, что иное содержание и иные формы урока, а не намеченные им ранее, принесут ученику больше пользы в данной момент. Следует, однако, отличать «творческие отклонения» и «творческую перестройку», вызванную отчетливым осознанием более важных, более увлекательных, более реализуемых задач и более в данный момент целесообразного подхода – от «вынужденных отклонений» и «вынужденной перестройки», которая вытекает из недостаточного предвидения затруднений ученика, а порой указывает просто на неумение педагога удержать в себе чувство досады от несколько услышанных ошибок.

Характер проведения урока зависит, конечно, в сильной мере и от индивидуальных черт ученика. Есть ученики, располагающие педагога к творческой работе, и такие, которые располагают лишь к добросовестной внимательности: это не значит, что в последних не следует постепенно стараться пробуждать творческую инициативу.

Конечная цель всякого урока в специальном классе заключает в себе следующие моменты:

  • ученик должен обогатить свои исполнительские знания;
  • он должен унести с собой ясное представление о содержании и форме своей дальнейшей работы;
  • его образная память должна обогатиться доброкачественными игровыми образами, а его двигательная память – следами от точных и гармоничных игровых движений;
  • он должен получить «эмоциональную зарядку» к дальнейшей работе.

Положительная зарядка может достигаться либо прямым, либо косвенным путем. «Прямой путь» - это значить подчёркивать удачи ученика, строить работу так на уроке, чтобы все время что-то «выходило», «получалось», доставляло удовольствие. «Косвенный путь» - это значит сосредоточивать внимание ученика на его неудачах, строить урок так, чтобы доказать ему недостаточность прилагаемых им усилий. Во всем этом нужно тонкое педагогическое чутье и такт. «Прямой путь», конечно, заключает в себе, иной раз, опасность «самоуспокоения» ученика; но значительно чаще «косвенный путь» (у неумелого педагога) приводит не к положительной, а к отрицательной эмоциональной зарядке. Неподдельный интерес педагога ко всем частям хода работы является первым главным условием успеха урока.

Вторым условием является реальное наличие постоянных, непрерывных, хотя бы мелких достижений, ясно осознаваемых учеником. Важно, чтобы в работе ученика непрерывно что-то «выходило», «получалось», хотя ученик в данный момент еще и не понимал бы, для чего это в конечном счете нужно.

В-третьих, важно, чтобы ученик все время имел известное эстетическое удовольствие, если не от охвата произведения в целом, то хотя бы от смысловой содержательности отдельных фраз, даже от простой «приятности» звучания.

В проведении урока одинаково заслуживает обсуждение и недооценка его эмоциональной стороны, и недооценка его интеллектуального содержания. В первом случае мы рискуем воспитать сухого ремесленника, а во втором – беспринципного дилетанта.

Итак, педагогом, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть искусным мастером, прекрасным музыкантом. Педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем этапе обучения (тем более музыке), могут нанести (и наносят!) непоправимый ущерб. Трудно перечислить все качества, необходимые педагогу в его нелегком труде. Однако, самое главное, что требуется от него, это безграничная любовь к детям. Композитор Э.Гретри, по этому поводу писал: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными».* Лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к своему учителю, можно надеяться на успех в творчестве.

_______________

* Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. – Предприятие Санкт-Петербургского союза художников, 1996. – С.10.

Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Всякое насилие, крик, жестокость с его стороны внушают ребенку ужас, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю. А все это может лишь убить любовь к получению знаний (в частности и музыкальных), зародить любовь таким образом нельзя.

Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Каждый ребенок, который входит в класс – это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера,

темперамента. Бесконечное разнообразие человеческих типов – это бесценный дар природы. Именно это разнообразие делает работу педагога сугубо творческой, не укладывающуюся ни в какие заданные схемы, рамки, границы. В каждом ребенке нужно искать и находить то особое, то уникальное, что отличает его от другого, а это возможно только при наличии чувства такта и абсолютного уважения к ученику.

Умение учить, а тем более правильно учить, это великий дар педагога. Но также это и кропотливый труд: пополнение своего багажа знаний, навыков, умений, овладение новыми методиками, творческий поиск, стремление к наивысшему профессиональному мастерству.

Продуманный, правильно выстроенный урок, это ступенька к самой главной цели любого учителя – создание образной, гармонично-развитой, творческой личности. Именно на уроке ребенок не только узнает что-то новое, но и постепенно погружается в прекрасны мир науки, литературы, искусства, культуры, что дает ему возможность обогащаться и умственно, и что не менее важно (а порой даже более) духовно. Задача педагога отдать свои знания, умения, навыки каждому ученику, а также подарить ему частичку своей души, но сделать это без принуждения, без нажима. Педагог на уроке – это друг, советчик, собеседник. Если между учителем и учеником не возникает невидимая духовная ниточка, то самый талантливый ребенок не будет работоспособен и самостоятелен.