С самых давних времён кукла, сделанная руками мамы, бабушки или старшей сестры сопровождала быт крестьянской детворы. Сначала взрослые показывали старшим девочкам, как делать кукол, а уж они учили своих младших сестёр. Тряпичную куклу девочка могла сделать уже начиная с трёх лет. Главной особенностью таких народных игрушек было то, что сделаны они были без ножниц и иголок. Чаще всего у них не было лица или только угольком нарисованные глазки.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то сбор урожая, проводы зимы или Пасха. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи.
Виды кукол
По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
- куклы-обереги,
- игровые и обрядовые.
Куклы-обереги
Кукла Берегиня - это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней.

Крупеничка (или Зернушка) - это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Кукла День-Ночь.

День и Ночь - куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь)
Желанница.
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.
Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям.
Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делали без иголки и нитки.
Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "Полено".

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Кукла Коляда.
Кукла Колядаэто символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье.
Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой.

Я предлагаю сделать сказочного коня, исполняющего заветные желания. В крестьянской семье конь занимал важное место. Конь был товарищем и верным другом. Без него не вспашешь землю, дров не привезешь. А кто в детстве не мечтал о своей собственной Сивке-Бурке, исполняющей желания.
Для нашей лошадки нам понадобится: ситцевая ткань и нитки для завязывания концов изделий, гривы и хвоста.
Четыре прямоугольника из ситца:
- большой 1 шт. - 33 см;
- средний 2 шт.- по 24 см;
- маленький 1 шт. - 18 см
Сначала скатываем большой прямоугольник в скатку-трубочку, и завязываем концы. Один средний прямоугольник тоже скатываем и завязываем концы. Второй просто скатываем. Из маленького прямоугольника тоже делаем скатку и завязываем посередине. Теперь у нас готовы все заготовки.
Приступаем к сборке коня. Скрутку,предназначенную для мордочки,сгибаемпополам и перевязываем нитью, отступив от сгиба не более полутора сантиметров.
На картон, длиной 25 см. наматываем несколько слоев (10-12) ниток (пряжи). Затем, сняв пряди нитей с картона, разрезаем их на 2 части – для гривы и хвоста.
Одну прядь сгибаем пополам (можно перетянуть ниткой), вкладываем в заготовку для головы и перевязываем туго нитью).
Затем берем заготовку для передних ног (она сделана из самого большого прямоугольника), складываем пополам, вкладываем в нее получившуюся голову с гривой и фиксируем нитью.
Далее берем вторую скатку, (которую не перевязывали нитками) и делаем туловище коня, обернув ею вокруг ног передних и перевязав нитью.
Затем берем вторую прядь, вкладываем ее в туловище коня и вновь туго перевязываем нитью.
Теперь, берем последнюю скатку (это задние ноги) и, согнув пополам, располагаем ее на месте соединения хвоста с туловищем. Перевязываем нитью. Ну вот и готов наш чудо конь!!! Можно загадывать желание!

Воспитание уважения к национальным традициям включает в себя знакомство и изучение легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.
На основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности, поэтому патриотическому воспитанию необходимо уделять особое внимание начиная уже с младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
- Арбат, Ю.А. Добрым людям на загляденье [Текст] / Ю.А.Арбат. - М.: Детская литература, 1964. - 173 с.
- Блинов, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке [Текст] / Г.М.Блинов. - М. : Детская литература, 1977. - 190 с.
- Богуславская, И.Я. Промыслы без «сувенирщины» [Электронный ресурс] / И.Я.Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание. - Режим доступа: http://pda.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10243094@SV_Guest.