Введение
Современная педагогика требует использования инновационных методов и подходов к развитию творческого мышления, воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С.Альтшуллером и впервые опубликованная в 1956 году [1]. Метод ТРИЗ направлен на развитие системного подхода и навыков поиска нестандартных решений, что особенно важно для младшего дошкольного возраста, когда формируются базовые когнитивные способности. Это подтверждается словами В.В.Давыдова, который утверждал, что раннее развитие мышления влияет на последующую познавательную активность [4].
Заметим, что ТРИЗ определяется как научная методология для решения изобретательских задач через анализ противоречий и применение алгоритмов креативного мышления [1]. У.А.Сомова, отмечает, что ТРИЗ способствует активизации мыслительных процессов и формированию исследовательских навыков у детей [5]. В этой связи, в младшем дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к играм и сказкам, которые помогают интегрировать сложные концепции и преобразовывать мыслительные операции в доступной форме. По мнению Л.С.Выготского, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и основным средством познания мира [2]. Поэтому, при работе с детьми младшего дошкольного возраста важно использовать методы, стимулирующие креативное мышление и усвоение опыта именно в игровой форме.
Материалы и методы
Сказка, как инструмент педагогики и педагогической игры, является удобным инструментарием, который, направленным на развитие описанных выше качеств. Через неё можно обучать детей поиску нестандартных решений, развивать воображение и способность анализировать различные игровые ситуации. Например, сказка «Теремок» может быть использована для выявления и разрешения возникающих жизненных противоречий. Задача педагога – направить внимание детей на анализ героев, их поступков и взаимодействие друг с другом, стимулируя поиск альтернативных решений в конфликтных ситуациях.
Подробнее остановимся на приёмах ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
- Первый метод – это метод фокальных объектов: с помощью героев сказки дети учатся переносить свойства одного объекта на другой. Например, если домик из «Теремка» стал слишком маленьким и тесным, что кроме увеличения его размеров, могло бы помочь решить проблему зверей?
- Второй метод – это разрешение противоречий: анализ ситуаций, в которых герои сталкиваются с трудностями, позволяет найти варианты решения без существенного вреда для всех участников.
- Третий – системный подход: дети исследуют, как герои могут взаимодействовать, чтобы достичь общей цели, например, вместе и сообща построить новый дом.
Соответственно, в процессе использования ТРИЗ-методик важна именно игровая форма, которая удерживает внимание детей и способствует запоминанию. Разыгрывание сцен из сказок или создание собственных историй с применением приёмов ТРИЗ формирует у детей устойчивые навыки решения задач, побуждает детей задавать вопросы, анализировать и исследовать различные ситуации. Также через персонажей сказок дети учатся понимать чувства и мотивацию других, что помогает в нахождении компромиссов и развитии социальных навыков.
Обсуждение
Т.М.Горюнова подчеркивает, что сказка – это инструмент формирования базовых этических принципов и культурных норм [3]. С позиции ТРИЗ, сказка становится инструментом не только нравственного воспитания, но и когнитивного развития. Поэтому, воспитатель может организовать занятия, где дети работают с сюжетами сказок, моделируя ситуации и предлагая свои решения. Например, при чтении сказки «Колобок» можно предложить детям придумать, как Колобок мог бы избежать встречи с Лисой, используя подручные предметы.
Заключение
Использование приёмов ТРИЗ в работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста через сказку является эффективным методом развития их творческого мышления, когнитивных и коммуникативных навыков. Этот подход способствует формированию системного мышления у детей, позволяя им адаптироваться к сложным ситуациям в будущем. Сказка, как универсальный инструмент, помогает донести сложные концепции в доступной и увлекательной форме, стимулируя любознательность, творчество и способность к решению ситуативных задач.
Применение методики ТРИЗ в сочетании с игровой деятельностью способствует не только когнитивному развитию, но и формированию эмоционального интеллекта, что делает данный подход важной составляющей современного дошкольного образования. Современные исследования расширяют область применения инструментария ТРИЗ в работе с более старшими детьми, чтобы выявить и проанализировать долгосрочность и перспективу результатов внедрения данной методики.
Список литературы
- Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: 2-е изд., дополн. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.
- Горюнова, Т.М. Педагогика раннего возраста: учебно-методическое пособие к изучению курса. – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014 –107 с.
- Давыдов, В.В. Деятельностная теория мышления. – Москва: Науч. мир, 2005. – 239 с.
- Сомова, У.А Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста // Вестник магистратуры, 2014. – № 12 (39). – Том IV. – С. 35-37.