Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Устранение предметных и методических дефицитов, дефицитов в области функциональной грамотности

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение.  Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…  

На сегодняшний день - одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

  • самостоятельная работа по приобретению знаний (самое главная задача функциональной грамотности)
  • «обучение в сотрудничестве»,
  • значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

  • «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
  • умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

На сегодняшний день формирование функциональной грамотности обучающихся является главным механизмом повышения качества образования в современных условиях.

Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача наших школ связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по таким направлениям как:

  • математическая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность.

В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить следующие направления.

Это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.  Если раньше стремились к беглому чтению, то сейчас это не совсем правильно. Сейчас в основе читательской грамотности -  находить информации, уметь интегрировать, оценивать и использовать информацию.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

  • I этап. Работа с текстом до чтения
  • II этап. Работа с текстом во время чтения
  • III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Приёмы для формирования функциональной грамотности на уроках чтения

I этап. Работа с текстом до чтения.

Она включает:

  1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
  2. Определение характера текста.
  3. Просмотр заголовка текста.
  4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
  2. Перечитывание текста. Медленное, вдумчивое, повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

  1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Отработка орфографической зоркости, способов обнаружения орфограмм обычно осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов; комментированного письма; письма по памяти; выборочного списывания; словарной работы; работы над ошибками; в ходе звукобуквенного анализа; при разборе слов по составу. Применяю вместо развернутого комментирования письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом (зеленой пастой). Часто использую такие упражнения как «Приём «ЗЕРКАЛО». Это слова, которые мы с вами тоже можем использовать в приёме «Зеркало». Прочитать наоборот. Это очень заинтересовывает детей (шалаш, потоп, довод, кок, поп, топот, казак, А роза упала на лапу Азора.

Главной задачей уроков математики является - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. Наибольший эффект этому может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Систематическое использование на уроках математики нестандартных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроках отрабатываются навыки обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в оно и то же время. Закрепляются признания учащимся здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, возможность подготовить свой материал на заданную тему, свои вопросы и задания.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение носит деятельностный характер;
  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
  • правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
  • используются личностно-ориентированные технологии.

Мир наших детей не похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках, вовлечённость детей в разнообразную деятельность создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует форсированию функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования.

Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности, приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

  • Дерево – функционально грамотная личность
  • Вода – педагогические технологии
  • Яблочки – ключевые компетенции
  • Лейка – учитель
  • Лейка — учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.