Использование технологии Эдьютейнмент при обучении лексике на уроках английского языка
Школьный образовательный процесс является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, где главными целями стоят формирование общей культуры личности, создание основы для осознанного выбора профессиональных образовательных программ, а также мотивация к дальнейшему обучению как профессиональным, так и жизненным навыкам.
И сегодня, учителя ежедневно сталкиваются с проблемой концентрации внимания и мотивации школьников к обучению. Данная тема особенно актуальна для уроков иностранного языка, который включает в себя не только умственный, но и творческий процесс. Английские ученые доказали, что одним из главных факторов успешного обучения, является комфортная среда.[1] В этом помогают не только учебно-методические комплексы (УМК), но и использование электронных ресурсов, в том числе и социальные сети.
Одной из современных технологий обучения является эдьютейнмент. Это неологизм, составленный из двух английских слов education (образование) и entertainment (развлечение). Это технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение и увлечение.
Словарь Cambridge dictionary определяет это, как the process of entertaining people at the same time as you are teaching them something, and the products, such as television programmes or software. [2]
Н.А.Кобзева, филолог, выделяет эдьютейнмент, как технологию обучения, рассматриваемую как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение. [3, С. 192-195]
Большое количество зарубежных исследователей, а именно: З.Казанчи, З.Окан, Д.Букинхеми, единогласно считают, что эдьютейнмент - это некий гибридный жанр, основной чертой которого упор на предоставление знаний через визуальные способы и в неформальном стиле.[4]
Педагоги и психологи единогласно утверждают, что знания, которые были переданы детям в непринужденной, интересной и запоминающейся форме, усваиваются лучше и эффективнее.
Основная цель эдьютейнмента - повышение мотивации учащихся к обучению, проведение данного процесса в более увлекательной и доступной для каждого ребенка форме.
В отечественной науке основой данной технологии занимались выдающиеся педагоги и психологии - Л.В.Выготский, А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин.
Особенностями технологии эдьютейнмент являются:
- обоснованность (известна полезность получаемых знаний);
- дополнительное обучение (возможность самообразования);
- распределенное обучение (доступ к образовательным ресурсам, все обучаемые учатся по-разному и в разные периоды времени).
Основное отличие данной технологии является в некоторых признаках:
- Акцент на увлечение: интерес и увлеченность обучающихся, вследствие которого приходит развитие нового навыка и получение знаний.
- Акцент на развлечение: основа, которая помогает добиться получения удовольствия от процесса, при этом формируя перманентный интерес.
- Игровой подход: универсальная игровая система актуальна для любого возраста, пола и рода деятельности.
- Акцент на современность: максимальная вовлеченность в процесс.
Заданиям по технологии эдьютейнмент необходимо соответствовать по трем педагогическим принципам: Для достижения принципа связи теории с практикой необходимо внедрение практико-ориентированных тем, наличие диалогичности общения.
Принцип последовательности - акцент на доведение знаний до системного уровня.
Принцип доступности предполагает, что изучение материала должно проходить от простого к сложному.
Средства технологии эдьютейнмента могут быть разделены как традиционные и современные.
К традиционным средствам можно отнести книги, музыка, фильмы, образовательные игры, телепрограммы и свободные лекции.
Современные средства это электронные системы (сетевые варианты музейных выставок), персональные компьютерные системы и веб-технологии (веб-квесты, блоги, чаты, видеоконференции).
Некоторые отечественные педагоги утверждают, что развлечение не может стать основой образовательного процесса. Так, Симон Соловейчик, теоретик педагогики и публицист, говорит о том, что школа не должна иметь развлекательный характер. Это серьезное учебное заведение, сравнимое с "Храмом науки", где действуют строгие правила и предписания, как поведения, так и проведения урока.
Западные специалисты давно назвали современных детей "цифровым поколением". Причина - полная зависимость от гаджетов. Для поиска ответов дети все чаще пользуются электронной информационной системой, и все реже прибегают к живому диалогу или к книжным источникам. Здесь и возникает потребность в заинтересованности ребенка. [5]
Технология эдьютейнмент работает не только на учеников, но и на учителя. Это помогает ему [Учителю] быть "in", а значит актуальным и современным. Немаловажным моментом является "фидбек" учащихся. Это помогает педагогу быть уверенным в важности и полезности своей работы. Именно это дает мотивацию и интерес к дальнейшему развитию всем участникам образовательного процесса.
Эдьютейнмент подразумевает:
- Обоснованность - учащиеся видят важность и полезность их действий.
- Актуальность - полученные знания актуальны и применимы сегодня.
- Интерактивность - креативная и интересная теория и практика.
- Положительный эмоциональный фон - комфортная зона, оброжелательная атмосфера и равноправие между участниками процесса.
Иностранный язык, как предмет, требующий постоянного изучения и актуализации знаний, остро нуждается в постоянной мотивации учащихся к обучению. Самые типичные примеры – это проведение игровых уроков, среди младших и средних классов, и медиа-уроков с использованием аудиовизуальных технологий для средних и старших классов. Необходимо отметить, что эдьютейнмент может применяться как в коллективных, групповых, так и индивидуальных занятиях. [6]
Во многих странах запада эдьютейнмент активно используются в учебных заведениях. Российские школы пока только знакомятся и постепенно пробуют внедрять данную технологию в обучение.
Прослеживаются явные недостатки технологии: отсутствие финансирования на компьютерное оснащение классов и низкая квалификация педагогов. Все эти недостатки легко восполнимы благодаря легкости реализации данной технологии на уроке. Для начала достаточно разового побуждения, затем запоминающаяся мотивация и отсутствие осуждений. Регулярная похвала и удовольствие от процесса.
Сегодня мир столкнулся с серьезной эпидемиологической проблемой, и большинство школ были вынуждены перейти на онлайн - обучение. Здесь, эдьютейнмент результативно показал свои возможности. Было разработано огромное количество онлайн - приложений. Дети играли и интересно проводили время вместе. Результат - качественный и хорошо усвоенный материал, автоматически перешедший в долговременную память. Также, эдьютейнмент помогает легко и просто расширить словарный запас, и хранить это в активной лексике. Это происходит благодаря ярким ассоциациям на флеш-картах или онлайн-играх, например: Quizlet, Duolingo).
Проанализировав технологии эдьютейнмент, можно сказать, что это особый и высоко-результативный метод обучения не только иностранной лексики, но и в целом любой науки. Данная технология творчески и индивидуально подходит к объяснению учебного материала, а также формирует стабильную мотивацию к становлению процесса на постоянной основе. Учащийся получает невероятный интерес и заинтересованность. Он воспринимает это как увлекательный процесс познания путем игры и свободного общения. Ребенок развивает не только мышление, память, интеллект, но и практикует коммуникативные навыки. Простая, понятная и увлекательная форма обучение стимулирует ученика к желанию узнавать новое и думать.
Список литературы
- Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. - Вып. 6.: Инноватор. - М., 1996. - С.92—103.
- Определение эдьютейнмент в иностранном словаре. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/edutainment
- Кобзева, Н.A. Edutainment как современная технология обучения / Н.А.Кобзева // Ярослав. пед. вестн. - 2012. - № 4, т. 2 (Психол.-пед. науки).
- Nemec, J. Edutainment or Enter-tainment Education Possibilities of Didactic Games in Sci-ence Education / J.Nemec, J.Trna // The evolution of children play. - 24. ICCP Word Play Conference. -Brno, 2007.
- Лучшая форма обучения - эдьютейнмент[Электронный ресурс]. Режим доступа://dobrenok.com/news/9957-luchshaya-forma-obucheniya-shkolnikov.html
- Самойлов, А.С. Использование элементов технологии «эдьютейнмент» с целью развития аксиологической направленности профессионального мышления будущих учителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// www.kpinfo.org/activities/research/conferences/97-conference-internet-2014-april/part4/715-4-19