Использование технологии Эдьютейнмент при обучении лексике на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: 11

Ключевые слова: английский язык


Школьный образовательный процесс является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, где главными целями стоят формирование общей культуры личности, создание основы для осознанного выбора профессиональных образовательных программ, а также мотивация к дальнейшему обучению как профессиональным, так и жизненным навыкам.

И сегодня, учителя ежедневно сталкиваются с проблемой концентрации внимания и мотивации школьников к обучению. Данная тема особенно актуальна для уроков иностранного языка, который включает в себя не только умственный, но и творческий процесс. Английские ученые доказали, что одним из главных факторов успешного обучения, является комфортная среда.[1] В этом помогают не только учебно-методические комплексы (УМК), но и использование электронных ресурсов, в том числе и социальные сети.

Одной из современных технологий обучения является эдьютейнмент. Это неологизм, составленный из двух английских слов education (образование) и entertainment (развлечение). Это технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение и увлечение.

Словарь Cambridge dictionary определяет это, как the process of entertaining people at the same time as you are teaching them something, and the products, such as television programmes or software. [2]

Н.А.Кобзева, филолог, выделяет эдьютейнмент, как технологию обучения, рассматриваемую как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение. [3, С. 192-195]

Большое количество зарубежных исследователей, а именно: З.Казанчи, З.Окан, Д.Букинхеми, единогласно считают, что эдьютейнмент - это некий гибридный жанр, основной чертой которого упор на предоставление знаний через визуальные способы и в неформальном стиле.[4]

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что знания, которые были переданы детям в непринужденной, интересной и запоминающейся форме, усваиваются лучше и эффективнее.

Основная цель эдьютейнмента - повышение мотивации учащихся к обучению, проведение данного процесса в более увлекательной и доступной для каждого ребенка форме.

В отечественной науке основой данной технологии занимались выдающиеся педагоги и психологии - Л.В.Выготский, А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин.

Особенностями технологии эдьютейнмент являются:

  • обоснованность (известна полезность получаемых знаний);
  • дополнительное обучение (возможность самообразования);
  • распределенное обучение (доступ к образовательным ресурсам, все обучаемые учатся по-разному и в разные периоды времени).

Основное отличие данной технологии является в некоторых признаках:

  • Акцент на увлечение: интерес и увлеченность обучающихся, вследствие которого приходит развитие нового навыка и получение знаний.
  • Акцент на развлечение: основа, которая помогает добиться получения удовольствия от процесса, при этом формируя перманентный интерес.
  • Игровой подход: универсальная игровая система актуальна для любого возраста, пола и рода деятельности.
  • Акцент на современность: максимальная вовлеченность в процесс.

Заданиям по технологии эдьютейнмент необходимо соответствовать по трем педагогическим принципам: Для достижения принципа связи теории с практикой необходимо внедрение практико-ориентированных тем, наличие диалогичности общения.

Принцип последовательности - акцент на доведение знаний до системного уровня.

Принцип доступности предполагает, что изучение материала должно проходить от простого к сложному.

Средства технологии эдьютейнмента могут быть разделены как традиционные и современные.

К традиционным средствам можно отнести книги, музыка, фильмы, образовательные игры, телепрограммы и свободные лекции.

Современные средства это электронные системы (сетевые варианты музейных выставок), персональные компьютерные системы и веб-технологии (веб-квесты, блоги, чаты, видеоконференции).

Некоторые отечественные педагоги утверждают, что развлечение не может стать основой образовательного процесса. Так, Симон Соловейчик, теоретик педагогики и публицист, говорит о том, что школа не должна иметь развлекательный характер. Это серьезное учебное заведение, сравнимое с "Храмом науки", где действуют строгие правила и предписания, как поведения, так и проведения урока.

Западные специалисты давно назвали современных детей "цифровым поколением". Причина - полная зависимость от гаджетов. Для поиска ответов дети все чаще пользуются электронной информационной системой, и все реже прибегают к живому диалогу или к книжным источникам. Здесь и возникает потребность в заинтересованности ребенка. [5]

Технология эдьютейнмент работает не только на учеников, но и на учителя. Это помогает ему [Учителю] быть "in", а значит актуальным и современным. Немаловажным моментом является "фидбек" учащихся. Это помогает педагогу быть уверенным в важности и полезности своей работы. Именно это дает мотивацию и интерес к дальнейшему развитию всем участникам образовательного процесса.

Эдьютейнмент подразумевает:

  • Обоснованность - учащиеся видят важность и полезность их действий.
  • Актуальность - полученные знания актуальны и применимы сегодня.
  • Интерактивность - креативная и интересная теория и практика.
  • Положительный эмоциональный фон - комфортная зона, оброжелательная атмосфера и равноправие между участниками процесса.

Иностранный язык, как предмет, требующий постоянного изучения и актуализации знаний, остро нуждается в постоянной мотивации учащихся к обучению. Самые типичные примеры – это проведение игровых уроков, среди младших и средних классов, и медиа-уроков с использованием аудиовизуальных технологий для средних и старших классов. Необходимо отметить, что эдьютейнмент может применяться как в коллективных, групповых, так и индивидуальных занятиях. [6]

Во многих странах запада эдьютейнмент активно используются в учебных заведениях. Российские школы пока только знакомятся и постепенно пробуют внедрять данную технологию в обучение.

Прослеживаются явные недостатки технологии: отсутствие финансирования на компьютерное оснащение классов и низкая квалификация педагогов. Все эти недостатки легко восполнимы благодаря легкости реализации данной технологии на уроке. Для начала достаточно разового побуждения, затем запоминающаяся мотивация и отсутствие осуждений. Регулярная похвала и удовольствие от процесса.

Сегодня мир столкнулся с серьезной эпидемиологической проблемой, и большинство школ были вынуждены перейти на онлайн - обучение. Здесь, эдьютейнмент результативно показал свои возможности. Было разработано огромное количество онлайн - приложений. Дети играли и интересно проводили время вместе. Результат - качественный и хорошо усвоенный материал, автоматически перешедший в долговременную память. Также, эдьютейнмент помогает легко и просто расширить словарный запас, и хранить это в активной лексике. Это происходит благодаря ярким ассоциациям на флеш-картах или онлайн-играх, например: Quizlet, Duolingo).

Проанализировав технологии эдьютейнмент, можно сказать, что это особый и высоко-результативный метод обучения не только иностранной лексики, но и в целом любой науки. Данная технология творчески и индивидуально подходит к объяснению учебного материала, а также формирует стабильную мотивацию к становлению процесса на постоянной основе. Учащийся получает невероятный интерес и заинтересованность. Он воспринимает это как увлекательный процесс познания путем игры и свободного общения. Ребенок развивает не только мышление, память, интеллект, но и практикует коммуникативные навыки. Простая, понятная и увлекательная форма обучение стимулирует ученика к желанию узнавать новое и думать.

Список литературы

  1. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. - Вып. 6.: Инноватор. - М., 1996. - С.92—103.
  2. Определение эдьютейнмент в иностранном словаре. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/edutainment
  3. Кобзева, Н.A. Edutainment как современная технология обучения / Н.А.Кобзева // Ярослав. пед. вестн. - 2012. - № 4, т. 2 (Психол.-пед. науки).
  4. Nemec, J. Edutainment or Enter-tainment Education Possibilities of Didactic Games in Sci-ence Education / J.Nemec, J.Trna // The evolution of children play. - 24. ICCP Word Play Conference. -Brno, 2007.
  5. Лучшая форма обучения - эдьютейнмент[Электронный ресурс]. Режим доступа://dobrenok.com/news/9957-luchshaya-forma-obucheniya-shkolnikov.html
  6. Самойлов, А.С. Использование элементов технологии «эдьютейнмент» с целью развития аксиологической направленности профессионального мышления будущих учителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// www.kpinfo.org/activities/research/conferences/97-conference-internet-2014-april/part4/715-4-19