Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения педагогических задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования.
Интегрированный урок – частная модель урока, объединяющая в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Он направлен на решение целого ряда задач, а именно: повышение познавательной активности обучения, приобретение представлений о целостности картины мира, применение знаний и умений на практике. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку (в большей степени, чем обычные уроки). Не только углубляют представление о предмете, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Особенно актуальным потенциал данного подхода становится в период обучения в младших классах. Педагог начальной школы один обучает детей сразу по нескольким дисциплинам, учитывает возрастные и личные особенностей младших школьников, владеет системой знаний и умений разных предметных областей. Поэтому ему не сложно организовать учебный процесс с целью интеграции знаний при изучении различных предметов, объектов, явлений.
Проектирование и проведение интегрированных уроков предполагает учет следующих условий:
- детальное проектирование и анализ содержания урока;
- привлечение обучающихся к процессу подготовки урока;
- применение методов проблемного обучения, благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока;
- применение технологий самообразования обучающихся (этот компонент выделяется УУД);
- учёт возрастных психологических особенностей обучающихся.
Педагогические технологии, используемые при создании интегрированных уроков, могут быть различными:
- исследовательская (проблемно-поисковая);
- коммуникативная (дискуссионная);
- игровая;
- деятельностная;
- дифференциального обучения;
- проектной деятельности;
- ИКТ-технологии и др.
При создании интегрированного урока часто применяются несколько технологий одновременно.
Подготовку интегрированного урока можно разбить на несколько этапов:
- Анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин для того, чтобы выделить темы, которые близки по содержанию или по цели использования.
- Постановка целей. В качестве ключевых целей таких уроков могут выступать типизация и единство знаний, обнаружение причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной науки в другую, формирование умственных умений.
- Подбор материала. Следует разделить его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока: отдельные определения, законы, методы, умения или способы деятельности.
- Разработка сценария урока.
Критерии эффективной реализации интегрированного урока:
- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.
РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
1 класс
Предметная интеграция: математика и изобразительное искусство.
Тема урока: "Табличное сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление. Пальчиковый метод раскрашивания"
Цели урока:
- создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах, вычислительных навыков, творческого воображения учащихся через повторение, закрепление материала, умения наблюдать, классифицировать, рассуждать и обобщать.
Задачи урока:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- повторить последовательность и образование чисел первого десятка;
- закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц; закрепить знания учащихся о геометрических фигурах;
- развивать познавательную активность, внимание;
- продолжать учить рисовать на заданной форме;
- развитие изобразительных способностей, творческого воображения;
- укрепление межпредметных связей.
Оборудование: на доске изображение страны Математики с закрытыми элементами и динамической фигурой царицы Математики. В начале урока изображение закрыто боковыми створками доски.
- Для учителя математики: числа от 1 до 10;задания для учащихся, маршрутный лист;
- Для учителя ИЗО: шаблоны чисел от 1 до 10, клей, звездочки по числу учащихся;
- Для учащихся: ручки, цветные карандаши, фломастеры, маршрутные листы, конверты «Копилка достижений»
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие
Ученик:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для нас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
На уроке не болтай,
Как заморский попугай
II. Постановка целей и определение темы урока
Учитель 2: - Сегодня у нас необычный урок.
Учитель 1: Посмотрите на доску, что вы видите?
Учитель 2: А кто пришёл к нам в гости? Как вы думаете, кто это?
Учитель 1: Догадались? На кого она похожа? А может она быть царицей? Какой же страной она может править?
Учитель 2: Вы можете предположить, какая будет тема урока?
Учитель 1: Какие задачи поставим:
Учитель 1: - Мы приглашаем вас совершить путешествие в страну Математики. Назовите жителей этой страны. (Цифры, числа, математические знаки)
Учитель 2: - Правит этой страной, действительно, царица Математика. Вот она! Посмотрите на неё ещё раз. ( Открывается доска и ученики видят изображение доски с куклой. Лицо куклы закрыто руками, словно она плачет)
Учитель 1: - Посмотрите, она плачет. Недавно по стране Математики пронесся ураган. Он устроил беспорядок и унес всех жителей страны.
Учитель 2: - Ребята, сможем мы с вами помочь царице Математике навести порядок и вернуть жителей страны?!
Учитель 1: - Я думаю, что мы с вами обязательно справимся, все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики.
Учитель 2: - Тогда отправляемся в путешествие по речке Знаний.
III. Математические задания
1. Разминка. Геометрические фигуры
Учитель 1: - На чем совершают путешествие по рекам? (На корабле, лодке)
- Работать будем в группах (дети разбиваются на группы)
- Придумать названия командам
- Вспомним правила работы в группе
- Посмотрите на кораблик, на котором мы отправляемся в путешествие .Придумаем ему название. Что в нем необычного? (Он состоит из геометрических фигур)
- Как называется фигура, которая изображает парус? (Треугольник)
- Что вы знаете о треугольнике? (рассказывает первая команда)
- Как называется фигура, которая изображает флаг? (Квадрат)
- Что вы о нем знаете? (рассказывает 2 команда)
- Как называется геометрическая фигура, которая изображает лодку? (Четырехугольник)
- Как еще называется эта фигура? (Трапеция) (рассказывает 3 команда)
Упражнения с числами
Учитель 1: - Отправляясь в плаванье, мы должны сосчитать всех членов нашей команды. ( У учащихся карточки с числами, они выходят по порядку, называют число на своей карточке)
Учитель 1: - Возьмите карточки с числами и расположите их по порядку.
Учитель 1: - Итак, наш корабль отплыл от берега, но тут на пути нам встретился Остров Чисел. Сделаем остановку и выполним задание.(изучим маршрут, по которому будем путешествовать)
Команда 1.
- Определите лишнее число: 5, 8, 2,0, 3, 6, 10.
- Почему число 10 лишнее? (Оно двузначное)
- Увеличьте число 10 на 2. Сколько стало? (12)
- Какое это число? (Двузначное)
- Какие ещё вы знаете двузначные числа?
2 команда
- Определи лишнее число: 11, 14, 13, 15, 18, 16, 7.
- Почему 7 лишнее число? (Оно однозначное)
- Уменьшите 11 на 2 (Сколько стало?) (9)
- Какое это число? (Однозначное)
- Какие вы знаете однозначные числа?
3 команда
- Сравните числа:
- 4 и 7
- 6 и 6
- 9 и 5
- 8 и 8
- Что вы записали? (Неравенства и равенства)
- Что мы называем равенством?
- Что такое неравенство?
- Назовите равенства.
- Назовите неравенства.
2. Решение примеров
Учитель 1: - Молодцы! Отправляемся дальше. Мы подплываем к Горе Примеров. Давайте попытаемся взобраться на вершину Горы. А для этого решим примеры:
| 1 команда | 2 команда |
3 команда |
19-9 |
16-6 |
13-3 |
- Что заметили при решении примеров? ( Одинаковый ответ – 10)
- Вот мы и покорили вершину горы.
3. Состав числа 10
Учитель 1: - Дальше на нашем пути – Замок. Чтобы увидеть его, мы заселим жильцов в домики (у детей на столах домики- состав чисел 10, 9, 8.
| 10 | 9 |
8 |
8 2 |
8 |
7 |
4. Физминутка
5. Решение задач
Учитель 1: - Продолжаем наше путешествие. Перед нами Город Задач. Чтобы навести в нем порядок, надо выполнить задания. (Изображение города закрыто листочками с заданиями, с выполнением каждого задания открывается часть города сверху вниз.)
Задача № 1. На удочку Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше. Сколько карасей поймал Андрей?
- Что в задаче известно? (Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше)
- Что надо узнать? (Сколько поймал карасей?)
- Можем мы это узнать? Как? (10 – 3 = 7)
- Мы узнали, что Андрей поймал 10 окуней и 7 карасей. Можем мы узнать, сколько всего рыб поймал Андрей? Как? (10 + 7 = 17)
Задача № 2. В одном аквариуме 8 рыбок, а во втором на 2 рыбки больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?
Задача № 3. Саша с Колей 9 рыбок наловили. Котик подобрался к рыбкам и съел 3 рыбки. Сколько рыбок осталось у мальчиков?
Задачи в стихах.
- А сейчас решаем задачи в стихах.
1 команда
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…..
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
2 команда
Поймали в море рыбаки
5 рыбок – это были иваси,
3 рыбки сельди и 2 лучистых карася.
Попоробуй им помочь:
Посчитать улов точь-в-точь. (15)
3 команда
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (9)
IV. Рисование
1. Установка на выполнение задания
Учитель 2: - Мы навели порядок в стране Математики, а царица все еще плачет. Чего же еще нет в ее стране? (Жителей). У меня в руках две цифры. (Один образец – белый, второй – разрисованный) Какая из этих цифр может жить в стране Математики. (Разрисованная) Почему? (У нее есть глаза, нос, рот, она разрисована, у нее есть наряд, она будто ожила). А что можно сделать с другой цифрой (с белой), чтобы она тоже могла жить в этой стране? (Разукрасить). Что можно нарисовать на такой цифре? (Глаза, нос, рот, наряд, придумать характер: добрый, веселый, серьезный) У меня есть цифры для каждого из вас, вы подойдете ко мне и возьмете их и будете рисовать волшебные цифры. А когда ваши цифры будут готовы, вы сами выберете, где будет жить ваша цифра. Согласны?
2. Выполнение работы
Ученики подходят к учителю, получают шаблоны и приступают к работе. Во время выполнения задания учитель делает целевой обход класса:
- Контроль за организацией рабочего места учеников.
- Индивидуальная помощь ученикам при затруднениях.
Когда ребенок закончит свою работу, предложить самому выбрать место для цифры на полотне и приклеить.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель 2: - Давайте подумаем, смогли мы помочь царице Математике? (Да, но она не улыбается).
- Что же нам делать?
- Может мы не все задания выполнили? Забыли что-нибудь?
- Может, вы сможете, ещё чем-нибудь порадовать царицу? (Да, мы споём для неё песенку)
- Вот теперь мы смогли помочь царице Математике? (Да, она улыбается).
У каждого из вас лежит звездочка. Если у вас на уроке все получалось, нарисуйте на звездочке улыбку. Если что-то вам не удалось, то нарисуйте серьезное лицо, а если вам не понравился урок, то нарисуйте грустное лицо. (На доске образцы выполнения).
Ученики выполняют задание.
Учитель 1: - У кого на звёздочках нарисованы улыбки, выйдете, пожалуйста, к доске. (Выходят ученики к доске) Теперь посмотрим, у кого что-то не получилось на уроке и на кружке нарисовано серьёзное лицо. А теперь выйдут те, у кого кружок плачет. (Если такие есть, то подбодрить тем, что в следующий раз у них все получится)
VI
Стук в дверь. Входит почтальон и приносит телеграмму от царицы Математики.
«Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваш труд. Вы навели порядок в моём городе. Вернули всех жителей моего царства. И этим вы мне очень помогли. Теперь я спокойно буду продолжать царствовать в своих владениях. И я искренне надеюсь и верю вам, что в любую минуту вы не оставите меня и моё царство в беде и всегда придёте на помощь. Примите от меня в знак моей благодарности подарок – праздничный торт и памятные медали. Ещё раз большое спасибо всем ученикам 1 «А» класса Григорьевской СОШ! Удачи вам и успехов в учёбе!»
С уважением к вам царица Математика 05.12. 2019 г.