Версий появления семеновской матрешки, как самостоятельного по стилистике исполнения изделия народного промысла, существует несколько. По одной из них, прототипом будущей игрушки-сувенира стала привезенная из Японии художником-передвижником (неким С.Е.Малютиным) фигурка старца-мудреца Фукуруму. Именно благодаря усилиям Малютина, а также приглашенного им к участию в проекте российского мастера В.Звездочкина, на свет появилась забавная кукла из древесины Матрена. Основная фигурка первой матрешки была выполнена в образе матери-Матрены, а остальные 8 фигурок, компактно вмещаемые друг в друга – в образе ее дочерей и спеленутого малыша.
Произведя колоссальное впечатление на посетителей Всемирной Парижской выставки, прошедшей в 1900 г., матрешка обрела заслуженную популярность. Сразу после этого производство игрушки было неофициально запущено в ряде российских городов и сел, одним из которых и стал Семенов.
Однако реально прославила семеновскую матрешку и определила ее образ семья мастера А.Майорова. История ее такая. Мастер, посетив Н.Новгород, привез с ярмарки нераскрашенную деревянную куклу-болванку. Его дочь Люба посредством пера гуся нанесла на нее все контуры, а после раскрасила кисточкой анилиновыми красителями. На голове она нарисовала русский кокошник, а в середине разместила ярко-алый цветок, схожий с ромашкой. Фактически дочь Арсения превратила обыкновенную пустотелую куклу с ярмарки в великий русский символ. Именно в такой манере и стали в дальнейшем расписывать семеновскую матрешку.
Семеновская матрёшка известна своими характерными мотивами и орнаментами, привлекающими внимание своей яркостью и разнообразием.
Мотивы и орнаменты семёновской матрёшки основаны на стилизации реальных растительных форм и фантастических мотивах флоры.
Флоральные мотивы могут иметь в основе как реально существующие, так и выдуманные мастером цветы. Букет часто дополнялся бутонами, колосками ржи, ягодами. Цветы - это популярные мотивы, часто изображаются цветочные узоры, символизирующие природу и ее красоту.
Основу колористического решения классической композиции куколки-матрёшки составляет красный цвет, который присутствует на лице в алых щёках и губах и пышным цветом цветёт на фартуке. Дополняют орнамент красно-синие бутоны и зелёные листья.
Платок часто оформляется спиралевидным чёрным прерывистым узором.
Отличительным дополнением орнамента семёновской матрёшки является округлый спиралевидный узор, который наносится с помощью специального штампика из ткани.
Семеновская матрешка выделяется среди остальных тем, что она многоместная и включает в себя 15-18 различающихся по окраске фигурок. Эта матрешка с цветочным платьем и расписным платком. Расписывают семеновскую матрешку, не следуя определенным правилам.
Основой семеновской росписи являются красочные, выразительные, большие цветы, которые увенчивают ягоды рябины, банты, точки и мелкий цветочек. Зачастую матрешку из Семенова сопоставляют с сергиевской: они схожи, но разукрашенные изделия из Семенова более орнаментированны.
Для матрешки семеновской росписи свойственны:
- значительный объем незакрашенной древесины;
- передник куклы, на котором нарисованы большие цветы;
- синий, желтый и красный – цветовое доминирование которых должно гармонично вписаться в оформление платка, фартука матрешки, сарафана;
- асимметричность местоположения букета на фартуке с незначительным смещением в правую сторону;
- токарная обработка, при которой матрешка получается более статная (по сравнению с сергиевской), со сравнительно тонким верхом.