Особенности взаимодействия с родителями в современных реалиях

Разделы: Социальная педагогика

Класс: д/с


Федеральная образовательная программа ставит цели и задачи по взаимодействию с семьями воспитанников. Изменившиеся парадигмы требуют от педагогов новых коммуникативных навыков. Педагог обязан занимать преактивную позицию в общении с родителями воспитанников. Выполнение несложных правил делает взаимодействие эффективным. Пошаговая инструкция поведения в конфликтной ситуации позволяет минимизировать негативные последствия конфликта.

Федеральная образовательная программа описывает особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающегося.

В пункте 26.1. ФОП определены цели данного взаимодействия: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста; обеспечения единства воспитания в условиях ДОО и семьи: повышение воспитательного потенциала семьи.

Сегодняшние реалии требуют от педагогов совершенствование навыков выстраивания отношений с родителями воспитанников. В каждой группе есть представители родительской общественности с особенностями в стиле общения, темперамента, с высокими ожиданиями от педагогов. Десятилетиями в образовании отношения строилось в парадигме непререкаемого авторитета педагога, не предусматривающего возражения и сомнения в его профессионализме и методах. На сегодняшний день, преставления о принципах построения общения сильно эволюционировали. ФОП определяет задачи для достижения поставленных целей, среди которых сформулирована необходимость построения взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач.

Качество взаимодействия с различным типом семей-это некий показатель профессионализма педагога. Для достижения успеха в процессе налаживания взаимодействия с конфликтными, притязательными родителями прежде всего надо воспринимать не как проблему, а как задачу. Попытка избегать общения со сложными родителями или минимизировать его, в долгосрочной перспективе также скорее всего не дать положительных результатов.

Важно осознать свою ответственность результаты взаимодействия. Помнить, что в паре родитель-педагог, профессионал -педагог, и педагоги обязаны занимать преактивную позицию. Нельзя забывать, что именно сложные ситуации помогают нам расти и развиваться, искать новые методы, способы.

Выстраивать отношения с семьями в позитивном ключе день за днем помогают несложные и доступные инструменты коммуникации: комплимент, позитивная обратная связь, демонстрация заботы, внимание к ребенку, принятие его, умение видеть его положительные стороны и донести информацию о них родителям.

Важно понимать, что основные источники раздражения родителей – это не ошибка, не незнание какого-то правила, а равнодушие к ребенку, к делу, нежелание меняться к лучшему.

Настрой педагога на работу имеет ключевое значение в процессе выстраивания отношений со всеми субъектами образовательного процесса.

Не забываем, что информация от нас поступает не только в словах, которые мы произносим (это только 20% информации), гораздо информативнее, поза, жесты, выражение лица, голос, интонация (привести пример)

Знание нормативных документов, отлично работает на авторитет педагога. Воспитатели обязаны владеть САН ПИНами, ФОПом, Правилами безопасности, Правилами внутреннего распорядка, знаниями о детской возрастной психологии.

Как правильно действовать в случае, если родитель выражает активное недовольство либо претензии.

  • Шаг первый. Необходимо внимательно выслушать родителя: не перебивать и не пытаться защищаться (некоторые воспитатели сразу начинают оправдываться); важно дать родителю высказать все свои претензии; поддерживайте зрительный контакт; уместно кивать головой, чтобы показывать, что его внимательно слушают. Задача этого этапа: если внимательно выслушать родителя, родитель становится менее раздраженным, а воспитатель получает необходимую информации.
  • Шаг второй. Необходимо принесите извинения и продемонстрировать понимание ситуации: при необходимости, проверите, правильно ли вы поняли родителя, повторив его основные претензии; интонациями и жестами выражайте искреннее сочувствие; поддерживайте зрительный контакт; принесите искренние извинения. Если Вы поставите себя на место родителя, то сможете лучше понять их чувства и разобраться в возникшей ситуации. Сразу же извинитесь. Принося извинения, вы не берете вину на себя а просто просите прощения за то, что произошло. Можно использовать фразу «Мне очень жаль».
  • Шаг третий. Разрешите проблему/исправьте ошибку. Если возможно, постарайтесь решить проблему на месте, расскажите, что Вы собираетесь сделать для решения проблемы или вовлеките родителя в принятие решения, предложив ему несколько вариантов, убедитесь, что родителя устраивает выбранные варианты. Если разрешая проблему, вы нацелите силы не на обвинение себя или других, то вам удастся нацелить действие не на прошлое, а на будущее.
  • Шаг четвертый. Поблагодарите родителя за обратную связь. Он дал наш возможность решить проблему и способствовал нашему развитию.

Выполнение приведенного выше алгоритма поможет педагогу качественного проработать конфликтую и спорную ситуацию, укрепив отношения с родителями для дальнейшего продуктивного сотрудничества.