Музей как основа формирования исторической памяти

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание


Одной из важнейших, актуальных задач воспитания человека и гражданина, выработки ценностных ориентиров личности в настоящее время является формирование исторической памяти. В.В.Путин выступая 2 февраля 2023г. на встрече с представителями патриотических и молодежных организаций в Волгограде сказал: «Если мы не будем уважать сами себя и своих предков, которые сделали возможной нашу сегодняшнюю жизнь, мы не сможем продолжать будущее нашей страны".

Что же такое историческая память? Словарь дает краткое определение: «Историческая память – это совокупность передаваемых из поколения в поколение исторических событий народа».

Как это понятие связано с деятельностью школьных музеев?

Школьный музей – особая образовательная среда, одна из форм работы по развитию творческой деятельности и социальной активности учащихся. Музей выполняет воспитательную и научно-познавательную функции.

Любому музею как социокультурному явлению соответствует ряд признаков. Это, такие структурные элементы как, знания, традиции, ценности, символы, образы. Эти же элементы, являясь неотделимыми и обязательными составляющими музея, формируют основу исторической памяти. Историческая память тесно связана как с гражданской позицией отдельного человека, так и социальной группы, во многом обеспечивая преемственность поколений. Мы можем говорить о том, что музей помогает формировать основу для осознания себя как в истории собственной семьи, так и в истории своего народа, понимания национальной и культурной общности страны, и в рамках общечеловеческой цивилизации.

Школьный историко-краеведческий музей МКОУ СОШ с. Сергеевка с помощью установления ценностного отношения к историко-культурному наследию; через развитие способностей, осмысление истории, традиций; через формирование мировоззрения, социализацию личности; а также, формируя у посетителя чувства соучастия, сотворчества в процессе познания истории способствует формированию исторической памяти. Главными инструментами этого процесса являются экспозиции музея, проектно-исследовательская и поисковая деятельность, проведение мероприятий и акций патриотической и познавательной направленности, развивающих игр и квестов, шефство над местными объектами исторического наследия, встречи с интересными людьми, ветеранами, сотрудничество с музеями.

В школьном музее 4 зала:

  • 1 зал "Природа Золотой Долины;
  • 2 зал историко-краеведческий ;
  • 3 зал этнографический;
  • 4 зал воинской славы.

Экспозиции зала «Природа Золотой Долины» дают представление о природных богатствах нашего района и Приморского края. «Минералы и горные породы», «Растительный и животный мир Золотой Долины», «Японское море». Эти разделы позволяют проводить музейные уроки, развивающие и познавательные игры «Чудеса Японского моря», «На лесных тропинках», «Встреча с амурским тигром» и др. Идет формирование представления о малой Родине, ее природных богатствах. Закладываются основы бережного отношения к окружающему миру.

Второй зал всегда вызывает особый интерес школьников: «Археологические памятники с. Сергеевка», «История Сергеевской школы», «Сергеевка в годы гражданской войны», «Годы опаленные войной», выставочный подиум. Ребята не просто получают информацию об археологических памятниках, но и участвуют в игре «Заморочки из глиняной бочки». Могут поучаствовать в археологических раскопках «в волшебном сундуке». Таким образом, зарождается интерес к прошлому края. Видеофрагменты с раскопок Шайгинского и Стеклянухинского городищ позволяют привлечь их внимание к истории, многие ребята начинают внимательно относиться к тому, что находится «под ногами». Несколько археологических памятников на территории села были открыты после уроков краеведения. Проводим этно-уроки «Далекое прошлое Приморья», «Легенды Сучанской долины», «Традиции и обычаи коренного населения Приморья» и др. Работа Иванченко Марии «Памятники кроуновской культуры на территории с.Сергеевка и его окрестностей» на конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся Приморского края «Отечество. Мое Приморье» (2 место) и Секции ПАиК ПКО РГО заняла первое место. На XVI Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» - Диплом I степени и медаль « Будущее Российской науки». Мы тесно сотрудничаем с институтом Истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Музеем ДВФУ, клубом подводного поиска «Восток».

Школьники принимают участие в археологических раскопках, конференциях, встречах с учеными. Все это способствует познанию истории и причастности школьников к процессам познания, а значит - закладывает основы исторической памяти.

Интерес к истории школы вызвал написание двух исследовательских работ по истории Сергеевской школы, которые заняли первое место на конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся Приморского края «Отечество. Мое Приморье» и Секции ПАиК ПКО РГО . На На XVI Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» - Диплом I степени и медаль « Будущее Российской науки» получила Гуржий Регина. В 2022-2023 учебном году в работу с экспозицией «История школы» включился ученик 8 класса Пузыревский Олег. Он взял тему «Учительские династии семьи Пузыревских-Назаренко». Результатом стало написание работы на данную тему и ее защита на XVII Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» (Диплом I степени).

Члены Совета музея, работающие с экспозицией «Годы опаленные войной», дополняют Книгу Памяти музея материалами об участниках войны, их подвигах. Более 70 фотографий и сведений об участниках войны было загружено на сайт «Память народа». Изучение истории военных аэродромов на территории села, привело не только к написанию работы Брябиным Дмитрием «История военных аэродромов с.Сергеевка», но и позволило установить, что в селе в разное время служили 7 Героев Советского Союза. Ребята активно участвуют в акциях «Свеча Памяти», «Окна Победы», Бессмертный полк, ухаживают за могилами летчиков, погибших при выполнении служебного долга, за памятником сергеевцев, погибших в годы войны. Уроки Памяти, конференции, небольшие исследовательские работы о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны помогают осознать трагедию, пережитую советским народом в годы войны. Написаны исследовательские работы о фронтовиках: «Они сражались за Родину» об учителях-фронтовиках нашей школы (Пашина А.); «Ученики Сергеевской школы, участники Великой Отечественной войны» (Яшин М., Тя-Шен-Тин Р.); «Мы будем всегда помнить великий подвиг земляков-сергеевцев» (Полищук Е.); «Войной опаленные девичьи годы» (Передерей М.) - рассказ о женщинах-участницах войны. «История Ордена Славы.Земляки-орденоносцы» (Мальцев Д.) - это рассказ о людях, которые совершили свой ратный подвиг, встали на защиту Отечества. Несколько работ «История моей семьи в годы войны» (Петренко С. ,Пашина А., Гуржий Р. и др) дали возможность не только ребятам, писавшим эти работы, но и членам их семей «разбудить» чувство сопричастности к истории Родины. Публикация этих работ в газете «Золотая долина» позволяет большему количеству людей вспомнить об исторических событиях, участниками которых были не только описанные люди, но и заставляет задуматься о судьбах людей своей семьи, и, как правило, появляются новые воспоминания, которые выливаются в новые исследовательские работы, так например, появилась статья члена Совета музея Киченко Виктора «Боевые дороги моего прадеда». Осознание ценностей культурно-исторических, нравственных – это результат нашей работы. Зал воинской славы, оформленный в рекреации 2 этажа, используется для проведения линеек, торжественных мероприятий, выставок. В Зале экспонируется баннер, на котором представлена часть истории села в годы войны, портреты Героев Советского Союза, орденоносцев, учителей-фронтовиков, тружеников тыла. Все, что экспонируется, вызывает интерес у школьников. Они постоянно просматривают Книгу Памяти, письма с фронта, газеты 1945 г. и все это приводит к формированию исторической памяти. Ребята создали видеофильм об учителях-фронтовиках «Герои среди нас», создано три видеофильма «Бессмертный полк с. Сергеевка», высажена Аллея памяти , посвященная учителям фронтовикам. А 22 июня у этих саженцев мы провели линейку « Мы помним, мы скорбим». Мы сотрудничаем с отрядом «Авиапоиск». Встречи с Я. Ливанским стали постоянными, а две наши ученицы влились в отряд.

Результатом работы по патриотическому воспитанию стала победа в 2020 г. в федеральном этапе всероссийского конкурса проекта партии "Единая Россия" "Историческая память" на лучший школьный музей, уголок или комнату памяти Великой Отечественной войны, в номинации «Сельский музей.

Сейчас мы начали сбор материалов об участниках Специальной военной операции и уже оформили уголок о наших земляках участниках СВО.

Небольшой раздел музея рассказывает о Гражданской войне на территории Дальнего Востока и истории села Сергеевка в эти тревожные годы. Исследовательские работы «Сергеевка в годы гражданской войны» (Пузыревская Н.), «И.С.Лебедев-Коробков - командир Сергеевского партизанского отряда» (Тя-Шен-Тин Р.)дали возможность глубже погрузиться в годы Гражданской войны, а сейчас экскурсоводы используют эти материалы, собранные из книг, архивов, воспоминаний в своих экскурсиях «По страницам Гражданской войны».

Этнографический раздел музея посвящен истории села. Там представлена экспозиция «Русская изба». Театрализованное представление «В гостях у бабушки» вызывает огромный интерес у ребят 1-6 классов. Ребята знакомятся с устройством избы», могут попробовать себя в качестве хозяйки готовящей обед, гладящей белье, несущей на коромысле воду. С удовольствием ребята участвуют в играх « Народные промыслы», «Бабушкин сундук», «В мире профессий». Интерес к прошлому, к истории своих семей, к истории заселения и освоения края проявляется у ребят, когда они слышат свою фамилию, или фамилию одноклассников, соседей. Они начинают искать материалы, фотографии и архивные сведения о своих прадедах. Результат – исследовательские работы об истории Сергеевки, истории своих семей в истории страны: «Переселенческая политика на Дальнем Востоке. Основание с.Сергеевка»(Салахеева Т., Петренко С.), «Бабушкин сундук «(Полищук Т.), «История моей семьи в истории страны» (Служенко Л., Пашина А., Принцева С., Гуржий Р. и др). Школьный Форум «История моей семьи в истории страны» вызвал интерес у учащихся школы- 5 рефератов о своих семьях, 70 слушателей. А выступление в Москве (1922 г.) Гуржий Регины на Всероссийском Форуме «Моя семья в легендарной летописи Отечества» было признано лучшим. Геокешинг-игра «История улиц моего села», стала любимой игрой учащихся школы, а в 2022 году была проведена и для команд Партизанского района. Выступление со своими работами на конференциях в школе, районе, крае, г. Находка, Всероссийских конкурсах, публикация работ в газете «Золотая Долина», в сборнике тезисов XVI и XVII Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России», в сборнике «Находкинский родовед» - все это свидетельствует о формировании исторической памяти молодежи , уважительном отношении к нашей истории, людям, для которых понятия «долг», «служение Отечеству» были смыслом жизни.

Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Анализируя работу школьного музея, мы говорим о том, что благодаря деятельности музея мы не только пробуждаем и сохраняем историческую память, мы воспитываем патриотизм, чувство гордости за свою семью, село, район, край, родину.