Происходящие в мире социально-экономические изменения доказывают важность и необходимость экономического воспитания, начинать которое наиболее целесообразно именно в младшем школьном возрасте, когда идет процесс формирования личности, социальная адаптация, закладывается фундамент нравственных ценностей.
Экономическое воспитание детей очень важный процесс, потому как «каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения» [5].
Следует отметить, что «под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику» [8].
Очевидно, что экономическое воспитание в младшем школьном возрасте должно носить преимущественно прикладной характер, это следует учитывать при выборе методов и форм его осуществления.
Необходимо подчеркнуть, что «формирование у школьников современного экономического мышления происходит в какой-то мере проще, чем у лиц старшего возраста, поскольку над ними меньше довлеет груз устаревших представлений, что не требует особой переориентации их взглядов» [8].
Процесс экономического воспитания младших школьников должен носить целенаправленный системный характер. В этом возрасте младший школьник уже выступает участником экономических отношений как потребитель, знает наиболее распространенные экономические термины. Это отличное время для формирования у ребенка таких важных качеств личности как трудолюбие, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, практичность, предприимчивость, бережное отношение к времени, природе, деньгам. Отсутствие должного внимания к экономическому воспитанию младшего школьника приводит к негативным последствиям, в результате которых у него отсутствует интерес к получению дальнейших экономических знаний и развиваются отрицательные личностные качества: инертность, безответственность, расточительность и др. Все это затрудняет дальнейший процесс развития младшего школьника, а потом переносится и во взрослую жизнь.
Как отмечает Землянская Е. Н., «в процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении» [4].
Исследователь Юсупова С.Г. замечает, что «экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения, а также формирования убеждений, мотивов в деятельности ценностных ориентиров личности» [6].
Авторы Москвина А.С. и Ю.М.Сурницына считают, что «экономическое образование и воспитание развивает умение строить коммуникативные связи, самостоятельность, инициативность, интеллектуальные способности, терпимость по отношению к другим людям» [7].
Целью экономического воспитания является формирование знаний об элементарных экономических понятиях, необходимых для дальнейшего изучения экономики, повышения уровня экономической культуры, развитие экономически значимых личностных качеств ребенка, а также экономического мышления путем включения в практическую экономическую деятельность на элементарном уровне.
Для выполнения цели экономического воспитания необходимо выделить ряд соответствующих задач:
- освоение основных экономических понятий, изучение основной проблемы экономики, как ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей, обоснование необходимости выбора;
- воспитание бережливости, аккуратности, ответственности, коммуникабельности, деловитости;
- обучение элементарным экономическим расчетам, навыку принятия рационального решения при использовании ресурсов;
- развитие мотивации и интереса к дальнейшему изучению экономики.
Анализируя исследования, посвященные экономическому воспитанию младшего школьника, можно выделить его следующие особенности:
- Экономическое воспитание младших школьников, выбор его форм и методов, следует осуществлять с учетом возрастных особенностей.
- Экономическое воспитание осуществляется на интегрированных уроках обязательной образовательной программы, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.
- В процессе осуществления экономического воспитания должна преобладать практическая направленность.
- Необходимость вовлечения в процесс экономического воспитания родителей младшего школьника (проектная деятельность).
Рассмотрим каждую особенность подробнее.
Именно младший школьный возраст определяется психологами как возраст, в котором происходит выбор психологической роли личности («ответственность», «стяжательство» и др.). Этим выбором в будущем будет обусловлена экономическая направленность ребенка. Этот период является сензитивным для экономического воспитания младшего школьника.
К моменту поступления в школу, ребенок уже знаком с некоторыми элементарными экономическими понятиями такими как, например, деньги, цена, заработная плата, труд и др. Он получает эти знания от родителей и из средств массовой информации. Однако эти знания носят бессистемный характер. Таким образом, младший школьник уже включен в социально-экономическую деятельность на уровне семьи и у него сформирован интерес к её дальнейшему изучению.
Формы и методы экономического воспитания должны соответствовать запросам и возрастным особенностям познавательных процессов в этом возрасте. Так, например, у младшего школьника хорошо развита наглядно-образная память, поэтому лучше использовать эмоциональную, яркую форму подачи информации, применять игровые методы обучения.
Потенциал младших школьников дает возможность реализовывать экономическое воспитание, «при целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионального характера» [3].
Рассматривая вторую и третью особенности экономического воспитания, очевидна необходимость интеграции экономических знаний с другими предметами ООП: с математикой, окружающим миром, технологией и др., где экономические знания ребенка могут обрести практическую значимость.
Факультативная и внеурочная деятельность должна иметь прикладной характер, опираясь на элементарные экономические понятия и жизненный опыт школьника (например, составление семейного бюджета). В процессе таких занятий целесообразно использовать активные методы обучения, такие как деловая и ролевая игра.
Дополнительный познавательный интерес у младших школьников активизируют экскурсии на предприятия, знакомство с представителями различных профессий и их профессиональной деятельностью.
Эффективность экономического обучения младших школьников зависит от его систематичности, а также от экономического наполнения содержания учебных предметов и внеурочной деятельности. Она «достигается за счет педагогического руководства учителя, владеющего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики сформированности экономических представлений, экономической воспитанности младших школьников» [1].
Ещё одной важной особенностью экономического воспитания младшего школьника является значимая роль семьи в этом процессе. В семье ребенок обретает начальные экономические знания и включение в экономическую деятельность (осуществление покупок в магазине), получает первый опыт трудовой деятельности.
«Благодаря принятым в семье нормативно-практическим установкам у детей со временем вырабатываются понятия о цели, средства, ожидаемые результаты деятельности, взаимные права и обязанности, о мерах, которые применяются за отклонения от принятых в семье норм. Семья — первый коллектив, с которым сталкивается ребенок. Именно в кругу близких ему взрослых он овладевает опытом совместных целей и труда, деятельного сочувствия, общности интересов, сплоченности, осознанной дисциплины и организованности» [2].
Очевидно, для получения хороших результатов важно организовать продуктивное взаимодействие школы и родителей младшего школьника. Необходимо вовлекать их в процесс экономического воспитания. Таким примером может выступать проектная деятельность, для реализации которой необходима помощь родителей, внутрисемейное сотрудничество.
Анализ особенностей экономического воспитания младших школьников свидетельствует о том, что для достижения высокой эффективности данного процесса необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, методы и формы, используемые в процессе экономического воспитания должны соответствовать данной возрастной группе. Вторая особенность заключается в том, то процесс экономического воспитания должен использовать все возможности образовательного процесса в начальной школе. Ещё одна особенность предполагает практическую направленность занятий по экономике с младшими школьниками. Значимую роль в эффективности экономического воспитания младшего школьника играет семья ребенка, это еще одна особенность исследуемого процесса.
В современном мире ребенку уже с раннего возраста необходимо получать экономическое воспитание. Полученные в младшем школьном возрасте основы экономических знаний станут фундаментов для будущего экономического развития, глубокого изучения и понимания экономических процессов на макро и микро уровнях. Экономическое воспитание формирует экономическую культуру и важные личностные качества ребенка. Учитывая, необходимость экономического воспитания и его особенности для младших школьников, необходимо выделить наиболее эффективные методы и формы экономического воспитания в начальной школе.
Библиография
- Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (Теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 05.10.19)
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Гайрбеков М.С. Формирование экономической культуры в общеобразовательной школе с учетом региональных аспектов//Креативная экономика — 2017 — № 11 URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 11.10.19)
- Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI века — 2013 — № 3 URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 28.09.19)
- Ковальчук Г.А. Активизация обучения в экономическом образовании / Г.А.Ковальчук. — М.: Финансы, 2015. — 128 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В.Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2013. — 336 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат,1982 — 270с.
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Методическое пособие / Т.А.Шорыгина. — М.: Вита-Пресс, 2009. — с. 215.