Активизация процесса обучения младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Что ценнее всего для человека?

«Здоровье», - не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить «Мысль». Ученые отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.

Активизация обучения - важная составная часть педагогического процесса.

Вот почему ведущая идея в моей педагогической практике - формирование и активизация познавательного интереса. Моя задача помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, творческий потенциал.

Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Для формирования и активизации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем в мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний.

В данной работе предлагается несколько приемов познавательной активности учащихся, которые используются на уроках в разной степени, в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенности класса.

Первоочередной задачей является обеспечение эффективности каждого урока путем активизации умственной деятельности учащихся. Решение этой проблемы достигается следующими способами:

  1. Элемент исследования. Учащимся предлагается самостоятельно исследовать изложение учебного материала, привести конкретные примеры.
  2. Эффективным приемом для возбуждения мыслительной активности является создание проблемной ситуации при введении нового материала, новых понятий.
  3. Активизация мышления учащихся при закреплении знаний осуществляется не только постановкой воспроизводящих, развивающих вопросов, но и использованием приема сравнения.
  4. Постановка вопроса или задания с практической направленностью еще больше концентрирует внимание учащихся.
  5. Решение задач в сочетании с другими методами вносит значительный вклад в развитие мыслительной деятельности учащихся. Для развития самостоятельности в выполнении этого вида работы на уроке особо уделяется внимание анализу содержания задач, методам их решения, показу их на доске. Затем учащиеся переходят к самостоятельному решению.
  6. Обобщение и систематизация знаний осуществляется с помощью различных методических приемов: составлением таблиц, решением задач, поиском аналогий, практикуется памятка- алгоритм.
  7. Очень важно при активизации процесса обучения правильно организовать контроль за усвоением учебного материала.

Все предложенные приемы рождались постепенно в течении нескольких лет работы, часть заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий, но все они прошли проверку временем, нравятся детям и мне как учителю.

На уроках я использую технологию проблемного обучения, деятельностный метод обучения. Его особенность заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному « открытию» нового свойства или отношения. В результате обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и показывая образец комментированного решения задач и примеров нового типа. Таким образом, дети «строят» свою математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

  1. Постановка учебной задачи. В список задач, активизирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
  2. «Открытие» детьми нового знания.
  3. Первичное закрепление. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
  4. Обучающая самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха («я могу», «у меня получается»).
  5. Решение задач на повторение. Предлагаются задания обеспечивающие непрерывное развитие, доводящие до уровня
  6. автоматизированного навыка умение решать задачи и примеры основных видов. С другой стороны, сюда регулярно включаются нестандартные, логические, занимательные задачи.

Приведу пример фрагмента урока изучения нового (1-й класс, тема «Сравнение чисел»). Ранее дети сравнивали числа с помощью составления пар. К данному уроку они должны прочно усвоить, что ответ на вопрос «на сколько больше (меньше)?» дает число элементов, оставшихся без пары. На данном уроке детей надо подвести к «открытию» того, что число элементов, оставшихся без пары, находится действием вычитания.

Урок начинается с решения хорошо известных учащимся задач на сравнение чисел с помощью составления пар, например: «Чего больше на рисунке – квадратов или кругов, и на сколько?»

Выполнив рисунок, учащиеся устанавливаю, что без пары осталось 3 круга.

Значит число квадратов на 3 меньше числа кругов, а число кругов на 3 больше числа квадратов.

Затем учитель создает проблемную ситуацию, которая мотивирует поиск нового способа сравнения совокупностей предметов по количеству.

Для этого у каждого ученика на столе рисунки двух мешков со звездочками и точками. Учитель спрашивает: «Каких фигур больше и на сколько?»

Точек и звездочек должно быть так много, чтобы учащиеся неизбежно быстро запутались и осознали, что известный способ действий не позволяет в этом случае получить ответ на поставленный вопрос.

- Почему это задание трудно выполнить? (Слишком много фигур, легко запутаться).

- Вы видите, что если числа большие, то известный нам способ сравнения не помогает. Поэтому сегодня нам надо придумать такой способ сравнения, для которого не требуется рисунка, а надо просто выполнить вычисления.

Механизм вычислений естественно установить на примере с небольшими числами, поэтому, возвращаясь к первому заданию, учитель ставит вопрос:

- Оставшиеся без пары круги составляют целое или часть? (Часть)

- Каким действием ищется часть? (Действием вычитания).

- Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос «на сколько больше (меньше)?» (Из большего числа нужно вычесть меньшее – открытие!).

Таким образом, дети приходят к правилу разностного сравнения чисел: чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее: 7 – 4 = 3. Теперь для того, чтобы решить любую задачу на сравнение чисел, надо лишь освоить действия с числами – это понятная для детей цель их деятельности на уроках математики.

Детям для полноценного личностного развития на каждом уроке нужна «пища для ума». Если уроки, следующие за введением нового материала, посвящать только его отработке, то при этом будет закрепляться навык, но будет тормозиться развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и личностных качеств.

Чтобы не терять в уровне отработки навыков и, одновременно, поддерживать высокий уровень активности детей, использую прием, который можно назвать «опережающей многолинейностью». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, учащиеся знакомятся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат расширению кругозора учащихся, их развитию, формированию интереса к математике, подготавливают к дальнейшему, более глубокому изучению математических понятий.

Тренировочные упражнения выполняем параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более, что им придается игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т.д.). Таким образом каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых.

Обучение ведется в «зоне ближайшего развития ребенка», то есть на высоком уровне трудности. На уроках создаю ситуации, требующие от учащихся интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем высокий уровень подачи материала должен сочетаться с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей по настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у учащихся навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес к счету и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в тоже время не злоупотребляющих трудолюбием ребят.

Отработке вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка»: из четырех предложенных на рыбках примеров ребята 1 варианта «вылавливают» примеры с ответом, например, 5, а учащиеся 2 варианта отбирают примеры с ответом, например, 6.

Следующий вид заданий – круговые примеры, которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.

Нравится ребятам, когда учитель дает задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей.

Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание.

Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Приведу примеры:

  1. На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву – код, соответствующую верному ответу.
    Желательно, чтобы по окончании счета у ребят появилось слово.
  2. Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки буквы, образующие слово ( желательно похвалу).
  3. Ребятам выдаются карточка с двумя рядами прорезей. Учитель в прорези первого столбца вставляет примеры. Ученики вычисляют, находят карточку с таким ответом и вставляют во второй столбец.

При устном счете со всем классом удобно использовать различные игры, проводить соревнования между рядами. В частности, по принципу круговых примеров строятся игры «Математическое домино», «Математические барьеры».

На уроках математики удобно использовать математическое лото двух видов: карточка с ответом накладывается на карту с примерами; примеры даются на доске, а ребята жетоном накрывают карточку с ответами. Второй вид лото наиболее удобен, так как одну карточку с числами ответами можно использовать многократно.

Форма выбора учащимися заданий также может быть различна: например, броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера заданий, что позволяет учителю выявить психологические особенностиребенка (добрые, неконфликтные обычно выбирают круг).

Большое значение имеет организационный момент каждого урока.

Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я провожу организационный момент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами.

Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, а на других – неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений.

Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответделают определенные движения. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате через 2–3 минуты мы получаем класс, полностью подготовленный к работе. Зарядка может состоять из 2–3 упражнений, проводится по самым разным темам. Составление комплекса упражнений можно поручать детям. Они делают это с большим увлечением.

Очень помогают активизировать учащихся во время урока так называемые быстрые диктанты. От обычных математических диктантов их отличает три особенности. Первая – задания не одинаковы по трудности.

Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее. Второе отличие – изменяющийся темп диктанта. Сначала он медленный, затем убыстряется. Третья особенность – одновременно с классом у доски работают два ученика. Это дает возможность детям проверить свои ответы.

Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, то и учитель испытывает удовлетворение. Изжить скуку на уроке помогают математические соревнования. Схема их проста, правила быстро усваиваются и не отвлекают учащихся от изучаемого материала. Пусть ученикам в короткий срок нужно запомнить большое количество фактов, например таблицу умножения.

Предлагая запомнить тот или иной материал, учитель одновременно объявляет, что на следующем уроке опрос по этому материалу будет проводиться в форме соревнования. Правила соревнования просты: все учащиеся разделяются на команды, от каждой команды к доске поочередно выходит представитель, которому команды соперников задают по одному вопросу. Сразу по результатам ответа объявляется оценка. Учитель выступает только в роли арбитра: регистрирует участников и их ответы, ставит оценки, одним словом, ведет протокол соревнования. Когда все участники заканчивают свои выступления, подводятся итоги, то есть определяется сумма баллов, полученных каждой командой. Замечу, что времени такое соревнование занимает не больше, чем обычный опрос, но проходит легко, оживленно, привлекает внимание всего класса, нет проблем с накоплением оценок. И самое главное – даже скучную и однообразную работу эта игра сделает увлекательной и интересной. Такие соревнования мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности. Кроме активизации работы учащихся на уроке, такие соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехи своих товарищей. Эти соревнования удобны для учителя – они не требуют затрат и времени для подготовки.

Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развития их творческих способностей. Особого внимания заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся эмоциональностью, легкостью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простатой увлекают слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Но они требуют от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому быстро утомляют их.

Устные упражнения оказывают существенную помощь в изучении нового материала. Учитель в начале урока должен настроить каждого ученика на самостоятельную работу. В классе, психологически не готовом к занятиям по математике, рискованно начинать урок, полагая, что сам материал овладеет вниманием учащихся. В то же время для овладения вниманием учащихся вряд ли стоит прибегать к искусственным приемам на постороннюю тему, так как подобные приемы отвлекают учащихся от предмета. Здесь верный путь – устные упражнения. При этом важно проследить, все ли учащиеся поняли задание, все ли включились в работу; помочь слабым разобраться в условии, обеспечить рабочую атмосферу и, когда будет создан необходимый психологический настрой, приступить к выполнению плана урока. Через систему упражнений осуществляется работа, направленная на формирование наглядных образов и конкретных представлений, на основе которого может быть введено новое понятие. Усвоение понятия происходит не при заучивании, а в процессе самостоятельных поисков его существенных признаков.

Перечислю еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.

  1. Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
  2. Различные формы работы с книгой.
  3. Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, призы, дифференциация домашнего задания).
  4. Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
  5. Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
  6. Использование проблемных ситуаций.
  7. Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи.
  8. Наблюдение за речью, рецензирование по схеме-плану.

Изложенная мной система работы по активизации процесса обучения на уроках математики направлена на формирование умственных действий детей, побуждает их активнее мыслить, ведь наличие познавательной активности – залог успешности обучения младших школьников. Считаю, что весь положительный опыт должен изучаться, становиться известным и в конечном итоге служить совершенствованию обучения в школе.

Список литературы

  1. Дрозд В.Л., Урбан М.А. «От маленьких проблем – к большим открытиям» // Начальная школа № 5, 2000 г.
  2. Останина Е.Е. «Обучение школьников приему классификации» // Начальная школа №4, 2000 г.
  3. Пентегова Г.А. «Развитие логического мышления на уроках математики» // Начальная школа №11, 2000 г.
  4. Петерсон Л.Г. «Математика 1-й класс» - методические рекомендации.
  5. Хмелева О.Г., Кудрявцева М.Г. «Опыт развития ценностного отношения к учебной деятельности школьников» // Начальная школа №6, 2007 г.