Работая много лет в школе, на первый взгляд, кажется, что это обычная плановая аттестация учащихся 4 классов по предметам за курс обучения в начальной школе. Но анализируя, с чего начать подготовку к диагностике МЦКО, возникает много вопросов, как помочь ученику преодолеть трудности и показать те результаты, на которые он способен.
На примере подготовки к диагностике по математике я хотела бы рассказать вам, уважаемые учителя начальных классов, как помочь ученикам подготовиться и достойно пройти диагностику по предмету.
В классе всегда имеются 3-5 учеников, а иногда и больше, которые имеют повышенную тревожность при выполнении любой контрольной работы, я уже не говорю о диагностических работах. На начало 4 класса эти ученики хорошо известны учителю, да и психологу школы, даже если они имеют хорошие результаты по предмету.
Первое, что мы сделали, это привлекли к работе психолога, который провел анкетирование, чтобы выявить у данных учеников причины необоснованной тревожности при выполнении работ. Причины повышенной тревожности были самые разные. Проанализировав анкеты учащихся, мы выделили 3 основных причины, которые снижают качество выполнения диагностических работ: пробелы в знаниях по предмету, волнение при написании работы (повышенная тревожность), недостаточное умение себя контролировать. Все это мы взяли за основу при подготовке к диагностике по математике.
Второе, был составлен план по преодолению этих трудностей. Если говорить о пробелах в знаниях по математике, то отправной точкой, чтобы определить, над чем надо работать, была независимая контрольная работа по программе 3 класса, которая ежегодно проходит в середине сентября 4 класса. Проанализировав данную работу по математике, мы пришли к выводу, что западает знание таблицы умножения, порядок действий (что просто необходимо выучить), решение задач на движение в 2-3 действия, решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника и квадрата. Пришло четкое понимание, что необходимо шире использовать не только возможности урока, но и внеурочную деятельность, кружок «Хочу все знать!» естественнонаучной направленности, где надо отрабатывать конкретную тему по математике, освоение которой имеет проблемы. Практически на каждом уроке мы проводили пятиминутки устного счета, работа парами помогла нам не подсказать, а помочь товарищу найти правильное решение и выявить его ошибки. А ученик с повышенной тревожностью мог высказать свое мнение, работая в паре с одноклассником. На всех дополнительных занятиях каждый учащийся выходил к доске и выполнял определенное задание. При этом мы вместе выясняли, почему не получается? В чем причина? Где ошибка? Как найти правильное решение? Следует отметить, в течение 3 лет мы учились доверять товарищу, который придет на помощь. Меня радовало, что на перемене ребята обсуждали задание, которое вызвало непонимание. Работая над задачами, мы активно использовали наглядность, межпредметные связи. Очень важно связать условие задачи с нашей жизнью. Начиная с 1 класса, я старалась донести до ученика, что ТЫ – участник этой истории (задачи на нахождение площади и периметра фигур, сравнение площадей, единицы измерения площади и периметра; задачи на движение; задачи с понятиями цена, количество, стоимость). Такая связь с жизнью помогает ученику намного легче понять смысл задачи. Проработав много лет, я не стеснялась консультироваться со своими коллегами – учителями математики, особенно 5 класса.
Третье, на что следовало обратить внимание, на взаимодействие с родителями (учитель-ученик-родитель). Великая сила, если ее умело использовать! На первом родительском собрании в сентябре до сведения родителей было доведено, что нового ждет учеников 4 класса, какие есть проблемы в обучении и воспитании учащихся нашего класса. А самое главное, как их преодолеть? Конечно, надо определиться, что могут родители в данной ситуации? В плане посещения учебных занятий не было никаких вопросов. Мы скоординировали время посещения занятий внеурочной деятельности и кружка «Хочу все знать!». На данные занятия ходили практически все ученики класса, не занятые в других кружках. Были определены дни работы с теми учащимися, которые требуют индивидуального внимания. Задача родителей заключалась еще и в том, чтобы систематически контролировать качественное выполнение письменной домашней работы и работы над своими ошибками по математике. Считала и считаю, что необходимо приучить учащихся к систематической работе над своими ошибками, чтобы они не повторялись из урока в урок. Конечно, определенные трудности ложатся на учителя, так как мною очень скрупулезно проверялась каждая работа ученика, с последующим анализом его ошибок. Хотя смею заметить, что оно того стоило. Я знала про пробелы в изучении учебного материала каждого ученика, чтобы в дальнейшем устранить эту проблему. Но меня волновал еще один важный вопрос, как привлечь родителей к тому, чтобы они помогли своим детям связать условие задачи с повседневной жизнью? И тогда пришло понимание того, что поездка на дачу, работа на своем участке, ремонт в квартире, поход в магазин, прогулки с детьми, режим для школьника – все это задачи, связанные с жизнью, в которых родители учеников могут принять самое активное участие. Приведу пример, поездка на дачу туда занимала 2 часа, а обратно – 3 часа, расстояние – одинаковое. Почему так произошло? Оказывается, все дело в скорости, с которой мы ехали обратно. А что такое скорость? Сидя в машине, легко можно разобрать разные варианты данной поездки со своим ребенком. А грядки, клумбы, площадка для игр на садовом участке, какую имеют форму? Показать, на конкретном примере, где периметр, а где площадь, в чем различие, как найти, в каких единицах измеряются? А поход в магазин, прогулка пешком, на велосипеде, на лыжах? Такое ненавязчивое общение со своим ребенком имеет огромную пользу в обучении и воспитании школьника. Следует отметить, что оказалось очень полезно составлять задачи, связанные с жизненными ситуациями учащихся, с последующим их подробным разбором на дополнительных занятиях и кружке «Хочу все знать!». Так например, учащиеся составляли различного вида задачи. Я – пешеход. Я – велосипедист. Я – лыжник. Я – водитель. Я – дачник. Я – продавец. Я – строитель. Я – библиотекарь. Хочу сразу отметить, что мы разнообразили уроки математики профориентационными играми. Среди множества форм внеклассных мероприятий были использованы классный час, экскурсия, беседа, проект, конкурс, игра. Связь с современной жизнью стала одним из значимых аспектов в этой работе.
Четвертое, начиная 1 класса, у каждого ученика есть общественное поручение. Особенно важно выбрать себе помощников из учеников класса, которые перед уроком проверяли бы выполнение домашней работы и работы над своими ошибками у одноклассников. Я никогда не назначаю ответственных за учебу самостоятельно. Уже к 4 классу у учащихся формируется понимание, кто из товарищей может выполнять это ответственное поручение. Ученики сами предлагают кандидатуры одноклассников, которым они доверяют, но к этому надо готовить учащихся заранее. Приятно видеть, как перед уроком проверяющий хвалит своего одноклассника или тактично говорит о его ошибках, помогает их понять и исправить. Никаких разногласий между учениками не возникает, так как он сам доверил своему товарищу быть ответственным за учебу.
Пятое, мы не форсировали события. Вот такая коллективная работа учитель-ученик-психолог-родитель позволила нам вплотную ознакомиться с демоверсией МЦКО по математике только в 3 четверти, хотя многие учащиеся имели к ней доступ. Кто-то скажет, что поздно. Нет, мы были готовы работать дальше. И до апреля нам хватило времени, чтобы качественно проработать, на основе имеющихся знаний, задания демоверсии и варианты заданий предыдущих лет. Но подход уже был совсем другой.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что такая организация работы по подготовке четвероклассников к диагностике МЦКО учебных достижений учащихся по математике дала положительный эффект. Конечно, в первую очередь, необходимо иметь знания по предмету, который сдаешь. Хотя никто не отменял веру в себя, в свои возможности. А вместе мы смогли достойно подготовиться к диагностике по математике. Мой класс написал данную диагностику на 17% выше города. Спасибо всем, кто был рядом с нами!
Уважаемые коллеги, на первый взгляд кажется, что это простые истины, но все вместе создает благоприятные условия качественного прохождения диагностики МЦКО учебных достижений учащихся по математике за 4 класс.