Работу подготовил:
Аршанко В.Ю.,
учащийся 9 класса
Руководитель:
Матюшенко А.С.,
учитель физической культуры
Введение
Представления человека о мироздании, Космосе, Вселенной уходят своими корнями в самые древние времена. Этим и отличается человек от всей остальной природы, всех живых существ.
Представления о Космосе у древних мало отличались от наших сегодняшних. Еще Пифагор и его ученики были убеждены, что звезды окружены планетами, на которых живут боги и люди, очень похожие на нас, такие же красивые и грустные.
Усилиями мыслителей средневековья стала пробивать себе дорогу гелиоцентрическая модель Космоса. В центр мира сначала поместили Солнце, но вскоре, признав множественность иных звезд на самостоятельное и независимое существование.
Оторваться от Земли и полетать вместе с птицами хотелось многим чудакам и мечтателям в разных странах, однако дело чаще всего кончалось для всех одинаково печально по правилам ньютоновской механики. Но от этого чудаков не становилось меньше, скорее справедливо обратное.
Впоследствии, уже имея научно-технический потенциал, человечество смогло достичь уровня, позволяющего выводить летательные аппараты за пределы действия земного тяготения.
Нашу страну последние десятки лет постигли тяжелые испытания – и политические, и экономические, и нравственные, которые имеют своей основой распад личности человека. Эти испытания породили бездуховность. Поэтому сегодня очень важное значение имеет знакомство с биографиями выдающихся ученых, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с их вкладом в развитие науки и техники.
У многих ученых проживавших в России, были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.
Сегодня мы называем Сергея Павловича первооткрывателем космической эры человечества, основоположником практической космонавтики. Но также, жили и творили в нашем Отечестве не менее великие умы, о которых, мы к сожалению практически ничего не знаем. И этот пробел в своих знаниях, мы должны обязательно исправить.
Целью нашей работы было исследование жизни и деятельности отечественных ученых-физиков и их вклад в развитие космонавтики. И как одним из примеров, хотелось бы остановиться на личности Ю.В.Кондратюка.
1. Исследование жизни Ю.В.Кондратюка
Первому полету человека в космос предшествовала напряженная работа пионеров космонавтики - мечтателей и теоретиков, которые пропагандировали необходимость космических полетов и теоретически обосновывали их возможность. Одним из пионеров космонавтики был Александр Игнатьевич Шаргей, более известный как Юрий Васильевич Кондратюк. Почти все предложения, обоснованные Ю.В. Кондратюком в книгах, которые он издал за свой счет в 1919 и 1927 гг. были реализованы на практике. В частности, именно его расчеты легли в основу разработки траектории полета человека на Луну.
Александр Игнатьевич Шаргей (Ю.В.Кондратюк) родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в Полтаве в семье Людмилы Львовны Шлипенбах и Гната (Игнатия) Бенедиктович Шаргея. Мать Александра принадлежала к старинному шведскому баронскому роду. В 1910 г., в 13 летнем возрасте Александр остался круглой сиротой и воспитывался в семье деда со стороны отца - врача Акима Никитича Даценка. В том же году он стал учеником Второй полтавской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью 1916 года и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Проучившись всего два месяца, был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков. Потом попал на фронт и до марта 1918 года воевал на Кавказском фронте.
После гражданской войны жизнь была трудная. Шаргей часто переезжал с места на место и брался за любую работу, которая могла бы прокормить: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масленичной, механиком кочегарки на сахарном заводе и элеваторе ...
В любой момент Александра Игнатьевича как бывшего белогвардейского офицера могли арестовать. Чтобы избавиться от ощущения постоянного страха перед неопределенным будущим, он пошел на отчаянный поступок.
... В Киеве на улице Саксаганского проживали мачеха Александра Игнатьевича - Елена Петровна Кареева (Гоберман) с дочерью. Когда умер их знакомый студент Георгий (Юрий) Васильевич Кондратюк, мачеха передала его документы Александру Игнатьевичу. После долгих размышлений О.Г.Шаргей стал в Малой Виске на военный учет как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 году рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни.
Долгое время Шаргей Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. В частности, в 1925 году он переехал на станцию Крыловская Краснодарского края и стал работать механиком на хлебном элеваторе, а через два года получил приглашение в Новосибирск для работы в "Хлебопродукте", где принимал участие в строительстве и совершенствовании элеваторов. Именно тогда он построил в Камени на Оби свой знаменитый элеватор "Мастодонт" - огромное зернохранилище на 13000 тонн, настоящее техническое чудо.
В 1930 г. его вместе с несколькими другими сотрудниками "Хлебопродукта" арестовали по надуманному обвинению во вредительстве. 10 мая 1931 г. Кондратюка был осужден на три года лагерей (хотя "Мастодонт" простоял более шестидесяти лет и сгорел в середине 1990-х годов). Вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечен к работе в Новосибирском специализированном Бюро № 14 для узников инженеров по проектированию угольных предприятий. Затем работал над проектированием мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС).
Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К.Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера М.В.Никитина, будущего создателя здания Московского государственного университета и Останкинской телебашни в Москве и других выдающихся сооружений.
Во время одного из приездов в Москву Кондратюк встретился с С.П.Королевым и получил от него приглашение на работу, однако ответил отказом. Работа над военными проектами предусматривала жесткий контроль со стороны "органов", и Юрий Васильевич опасался, что тщательная проверка его биографии могла раскрыть факт подделки документов.
21 июня 1941г. Ю.В.Кондратюку исполнилось 44 года, а уже через несколько дней он ушел добровольцем на фронт. Был зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района 33-й Армии Резервного фронта. Впоследствии стал командиром отделения, а затем и помощником командира взвода связи. 23 февраля 1942 г. Юрий Васильевич Кондратюк погиб в бою с германско-фашистскими захватчиками в окрестностях села Кривцово Болховскго района Орловской области ...
2. Вклад Ю.В.Кондратюка в освоении Космоса
Мысль о полетах к Луне и планетам Солнечной системы захватила Александра Шаргея еще во время учебы в гимназии. Он завел тетрадь, в которой начал записывать свои первые расчеты и мысли, касающиеся полетов в просторы Вселенной.
В своей первой книге "Тем, кто будет читать, чтобы строить", изданной в 1919 году, он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания ракетного двигателя с различными комбинациями расположения форсунок окислителя и горючего, параболоидного сопла и многое другое. Здесь также было предложено использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при ее спуске с целью экономии топлива, во время полетов к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль (это и было реализовано американским агентством NASA в программе "Apollo"), использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в солнечной системе ("пертурбационный маневр"), рассмотрена возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.
Только в 1920-х годах ему на глаза попался старый номер журнала "Вестник воздухоплавания" со статьей К.Э.Циолковского о полетах в космос. Как же жалел Юрий Васильевич о том, что это произошло так поздно! "В то же время, - писал Кондратюк, - я с удовольствием увидел, что не только повторил предыдущее исследование, хотя и другими методами, но сделал также и новые важные вклады в теорию полета".
Впоследствии Кондратюк подготовил к печати еще одну книгу под названием "Завоевание межпланетных пространств". И именно эта тоненькая брошюрка принесла автору мировую славу.
Юрий Кондратюк предложил оптимальный путь ракеты после ее старта (так называемую "кривую улет"), а именно: вертикальный подъем сквозь плотные слои атмосферы, а затем на орбиту с определенной траекторией. Он рассмотрел вопрос тепловой защиты космических аппаратов при их движения в атмосфере. Но главным его предложением стали промежуточные межпланетные базы с запасами всего необходимого для длительного полета. Он подчеркивал необходимость создания постоянной космической базы на орбите вокруг Луны, на которую грузы доставлять будут автоматические грузовые ракеты, а межпланетные корабли смогут пополнить свои запасы и продолжить путь к Марсу, Венере или Меркурию.
Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему "космического челнока". Он предположил, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля достанутся лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите (что и произошло именно так почти через сорок лет).
Сейчас память Ю.В.Кондратюка уважают во всем мире. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета Солнечной системы, а также трасса, двигаясь по которой, ракета с человеком впервые достигла Луны.
Его именем названа улица в Москве и площадь в Новосибирске, в станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края открыто "Мемориальный музей Ю.Кондратюка". Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.
3. Достижения в освоении космоса
В историю человечества вошли два знаменательных события, связанных с развитием отечественной космонавтики и открывших эпоху практического освоения космоса: запуск на орбиту первого в мире искуственного спутника Земли (ИСЗ) (4 октября 1957 г.) и первый полет человека в космическом корабле по орбите ИСЗ (12 апреля 1961 г.).
Первое изображение лунной поверхности вблизи предстало взору землян в 1966 году, когда советская станция «Луна-9», совершив первую в мире мягкую посадку на Луну, передала телевизионную панораму местности.
«Марс-2» и «Марс-3», аппараты-близнецы, запущенные почти одновременно в мае 1971 года, были разработаны для выхода на орбиту Марса и картографирования поверхности. Оба космических аппарата переносили посадочные модули. СССР надеялся, что эти модули станут первыми искусственными объектами на поверхности Марса. В то время как посадочный модуль «Марс-2» разбился, «Марс-3» успешно приземлился и начал передачу данных. Наш аппарат, который совершил феноменальную, первую в истории успешную посадку на Марс 45 с лишним лет назад! Он доказал, что это реально, причем проделал это практически в той же последовательности, в которой в 2012 году американцы посадили Curiosity. он начал радиопередачу, а она невозможна без раскрывшихся антенн. Но через 14 секунд радиопередача оборвалась, оставив для конструкторов головоломку о причинах отключения, и первую в истории фотографию Марса.
Летающие в космосе рентгеновские и оптические телескопы уже подарили ученым немало открытий. Теперь же к запуску готовятся целые орбитальные комплексы, оснащенные этими приборами. Такие системы позволят провести массовое исследование звезд нашей Галактики на предмет наличия у них планет.
Заключение
Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки.
Следует напомнить, что космонавтика в целом родилась вследствие военно-политического противостояния СССР и США, но космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.
Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже сегодняшний день.
Вывод:
- Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями в этой сфере.
- Их жизнь переполнена достижениями и трагизмом. Выполняя эту работу, мы испытывали настоящее чувство гордости и восхищения этими людьми.
- Космонавтика жизненно необходима всему человечеству!
Список используемых источников
- https://kpi.ua/ru/kondratiuk
- https://www.spbstu.ru/media/news/achievements/flight-into-history/
- https://rg.ru/2017/05/11/reg-cfo/pochemu-geniia-kosmonavtiki-obvinili-v-predatelstve.html
- https://scfh.ru/news/kosmicheskiy-geniy-pod-chuzhoy-familiey/
- https://topwar.ru/147749-jurij-kondratjuk-jentuziast-prolozhivshij-dorogu-k-lune.html