ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функции, формирование мыслительных умений и способностей, развитие у детей внимания, памяти, восприятия.
ЗАДАЧИ:
- Способствовать усвоения детьми пространственных признаков.
- Стимулировать настойчивое стремление ребенка получить продукт, используя объёмное и плоскостное моделирование.
- Способствовать усвоению детьми умения выявлять только одно свойства (цвет, форму, размер, толщину), оперировать им, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
- Продолжать обучать детей использовать в играх такой способ познания, как сериацию.
- Формировать умения оперировать двумя свойствами блоков Дьенеша.
- Формировать умения работать парами.
- Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.
Материал: блоки Дьенеша, (плоский вариант блоков Дьенеша), палочки Кьюзенера, схема ракет, изображения грузовых автомобилей, карточка – символ игры «Умный квадрат» (авторская), резинки, 2 обруча.
Ход деятельности
Организационный момент
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй лёгкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Я всех вас приветствую.
Воспитатель: Ребята, почтальон принёс сегодня звуковое письмо, давайте послушаем:
«Ребята, у нас беда, на поверхность Луны упало много метеоритов. Мы не можем с друзьями рассортировать их, так как не знаем геометрические фигуры, не различаем цвет и форму. Помогите, пожалуйста. Ваш Лунтик. Вы долетите до Луны очень быстро, сделав одно открытие и преодолев одно препятствие.
- Ребята, вы знаете, кто такой Лунтик? Откуда он прилетел на Землю?
- Что такое Луна?
- Что же мы будем делать? Как быть? Как мы можем ему помочь? (высказывание детей)
- А на чем летают в космос? (на ракете)
- А у нас есть ракета? (нет).
- Из чего её можно построить? (предложение детей)
1. Конструирование ракеты из блоков Дьенеша
- У нас есть образцы ракет и геометрические фигуры, давайте из них соберем ракеты. Собирать ракету будем парами.
- Начинаем собирать!
- Старайтесь собрать правильно. Ракета должна быть прочной, для того чтобы долететь до другой планеты.
- Вот какие молодцы! У нас получилось много ракет!
- Саша и Миша, из каких геометрических фигур вы собрали свою ракету?
- Соня и Илья, из каких фигур построена ваша ракета?
Молодцы!
2. Построение лесенки из палочек Кюизенера
Воспитатель: Ребята, ракета получилась высокая! Чтобы на ней полететь, надо лесенку к ней построить. Для этого у нас есть с вами разноцветные палочки.
- Соберите одностороннюю лесенку с левой стороны от ракеты, используя палочки белого, голубого, жёлтого, красного, фиолетового цвета. Продолжаем работать парами.
- Егор, какое число обозначает палочка белого цвета?
- Коля, какое число обозначает красного цвета?
- Егор, назови самое большое число?
- Лиза, какое число самое маленькое?
- Илюша, какое число больше пять ли шесть, на сколько больше?
- Молодцы!
3. Перевозка 2 грузов на машине №7
Воспитатель: В полёте нам будут нужны разные материалы. Грузовой автомобиль №7 поможет нам перевести в ракету 2 груза, которые в сумме составят число 7. Начинайте погрузку. Не забывайте, что мы работаем парами.
- Настя, число 7 это …… 3 и 4
- Ребята, как вы думаете, в ваших ракетах мы сможем полететь в космос? (нет)
- Давайте, мы их оставим для наших игрушек, а сами полетим в этом голубом космическом корабле. Начинаем посадку.
4. Зарядка для космонавтов
«Для полётов на планеты
Ждут нас быстрые ракеты
На какую захотим
На такую полетим.
Но у нас один секрет:
Дружбе – да, ссорам – нет!»
- Ракета к запуску готова, начинаем отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, поехали…
5. Открытие нового созвездия с помощью плоских форм блоков Дьенеша
Воспитатель: В этой части звездного неба учёные предполагают нахождение нового созвездия. Мы видим его? – Нет. Давайте посмотрим через телескоп. (пальчиковая гимнастика). Чтобы его увидеть используем подсказку Лунтика.
Как мы назовём новое созвездие? (ответы детей)
6. Прохождение Пояса астероидов
Воспитатель: Перед нами препятствие: Пояс астероидов. Наша ракета находится в 8 столбце в 7 строчке. Начинаем проход: 3 шага прямо, 2 шага влево, 3 шага вверх 2 шага вправо… Молодцы, справились.
7. Помощь Лунтику
Дети под космическую музыку выходят из ракеты и встают в большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны «Логические блоки Дьенеша».
- Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.
- Ребята, посмотрите, как много здесь метеоритов, возьмите по одному.
- Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)
- Ну что, ребята, давай поможем Лунтику рассортировать метеориты.
Для этого нужно в синий кратер положить все синие метеориты, а в красный все прямоугольные метеориты. Начинаем собирать.
- Посмотрите, правильно ли выполнено задание? (Да)
- Настя, метеориты, какого цвета мы собрали в синий кратер? (синие)
Саша, метеориты, какой формы мы собрали в красный кратер? (прямоугольной)
Полина, какие метеориты находятся на пересечении обоих кратеров?
Коля, почему все другие метеориты находятся вне обоих кратеров?
Вика, собери все метеориты, которые находятся вне обоих кратеров в мешок.
Мы возьмём их собой на Землю для изучения.
8. Рефлексия
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да)
- Чем мы занимались во время нашего путешествия (строили ракету из геометрических блоков, составляли лесенку из цветных палочек, перевозили грузы, открыли новое созвездие, прошли пояс астероидов, помогали Лунтику рассортировать метеориты).
- Молодцы!
9. Возвращение на Землю
Воспитатель: Нам пора возвращаться на Землю. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, откройте глаза. Приземлились! Наш полёт завершён. Я очень рада, что мы вернулись домой. Выходите из ракеты. Помашите рукой встречающим. Пойдёмте в лабораторию, отнесём учёным метеориты для изучения.