Сюжетная логико-математическая игра "Полет в космос"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функции, формирование мыслительных умений и способностей, развитие у детей внимания, памяти, восприятия.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать усвоения детьми пространственных признаков.
  • Стимулировать настойчивое стремление ребенка получить продукт, используя объёмное и плоскостное моделирование.
  • Способствовать усвоению детьми умения выявлять только одно свойства (цвет, форму, размер, толщину), оперировать им, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
  • Продолжать обучать детей использовать в играх такой способ познания, как сериацию.
  • Формировать умения оперировать двумя свойствами блоков Дьенеша.
  • Формировать умения работать парами.
  • Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.

Материал: блоки Дьенеша, (плоский вариант блоков Дьенеша), палочки Кьюзенера, схема ракет, изображения грузовых автомобилей, карточка – символ игры «Умный квадрат» (авторская), резинки, 2 обруча.

Ход деятельности

Организационный момент

Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй лёгкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Я всех вас приветствую.

Воспитатель: Ребята, почтальон принёс сегодня звуковое письмо, давайте послушаем:

«Ребята, у нас беда, на поверхность Луны упало много метеоритов. Мы не можем с друзьями рассортировать их, так как не знаем геометрические фигуры, не различаем цвет и форму. Помогите, пожалуйста. Ваш Лунтик. Вы долетите до Луны очень быстро, сделав одно открытие и преодолев одно препятствие.

- Ребята, вы знаете, кто такой Лунтик? Откуда он прилетел на Землю?

- Что такое Луна?

- Что же мы будем делать? Как быть? Как мы можем ему помочь? (высказывание детей)

- А на чем летают в космос? (на ракете)

- А у нас есть ракета? (нет).

- Из чего её можно построить? (предложение детей)

1. Конструирование ракеты из блоков Дьенеша

- У нас есть образцы ракет и геометрические фигуры, давайте из них соберем ракеты. Собирать ракету будем парами.

- Начинаем собирать!

- Старайтесь собрать правильно. Ракета должна быть прочной, для того чтобы долететь до другой планеты.

- Вот какие молодцы! У нас получилось много ракет!

- Саша и Миша, из каких геометрических фигур вы собрали свою ракету?

- Соня и Илья, из каких фигур построена ваша ракета?

Молодцы!

2. Построение лесенки из палочек Кюизенера

Воспитатель: Ребята, ракета получилась высокая! Чтобы на ней полететь, надо лесенку к ней построить. Для этого у нас есть с вами разноцветные палочки.

- Соберите одностороннюю лесенку с левой стороны от ракеты, используя палочки белого, голубого, жёлтого, красного, фиолетового цвета. Продолжаем работать парами.

- Егор, какое число обозначает палочка белого цвета?

- Коля, какое число обозначает красного цвета?

- Егор, назови самое большое число?

- Лиза, какое число самое маленькое?

- Илюша, какое число больше пять ли шесть, на сколько больше?

- Молодцы!

3. Перевозка 2 грузов на машине №7

Воспитатель: В полёте нам будут нужны разные материалы. Грузовой автомобиль №7 поможет нам перевести в ракету 2 груза, которые в сумме составят число 7. Начинайте погрузку. Не забывайте, что мы работаем парами.

- Настя, число 7 это …… 3 и 4

- Ребята, как вы думаете, в ваших ракетах мы сможем полететь в космос? (нет)

- Давайте, мы их оставим для наших игрушек, а сами полетим в этом голубом космическом корабле. Начинаем посадку.

4. Зарядка для космонавтов

«Для полётов на планеты
Ждут нас быстрые ракеты
На какую захотим
На такую полетим.
Но у нас один секрет:
Дружбе – да, ссорам – нет!»

- Ракета к запуску готова, начинаем отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, поехали…

5. Открытие нового созвездия с помощью плоских форм блоков Дьенеша

Воспитатель: В этой части звездного неба учёные предполагают нахождение нового созвездия. Мы видим его? – Нет. Давайте посмотрим через телескоп. (пальчиковая гимнастика). Чтобы его увидеть используем подсказку Лунтика.

Как мы назовём новое созвездие? (ответы детей)

6. Прохождение Пояса астероидов

Воспитатель: Перед нами препятствие: Пояс астероидов. Наша ракета находится в 8 столбце в 7 строчке. Начинаем проход: 3 шага прямо, 2 шага влево, 3 шага вверх 2 шага вправо… Молодцы, справились.

7. Помощь Лунтику

Дети под космическую музыку выходят из ракеты и встают в большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны «Логические блоки Дьенеша».

- Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.

- Ребята, посмотрите, как много здесь метеоритов, возьмите по одному.

- Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)

- Ну что, ребята, давай поможем Лунтику рассортировать метеориты.

Для этого нужно в синий кратер положить все синие метеориты, а в красный все прямоугольные метеориты. Начинаем собирать.

- Посмотрите, правильно ли выполнено задание? (Да)

- Настя, метеориты, какого цвета мы собрали в синий кратер? (синие)

Саша, метеориты, какой формы мы собрали в красный кратер? (прямоугольной)

Полина, какие метеориты находятся на пересечении обоих кратеров?

Коля, почему все другие метеориты находятся вне обоих кратеров?

Вика, собери все метеориты, которые находятся вне обоих кратеров в мешок.

Мы возьмём их собой на Землю для изучения.

8. Рефлексия

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да)

- Чем мы занимались во время нашего путешествия (строили ракету из геометрических блоков, составляли лесенку из цветных палочек, перевозили грузы, открыли новое созвездие, прошли пояс астероидов, помогали Лунтику рассортировать метеориты).

- Молодцы!

9. Возвращение на Землю

Воспитатель: Нам пора возвращаться на Землю. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, откройте глаза. Приземлились! Наш полёт завершён. Я очень рада, что мы вернулись домой. Выходите из ракеты. Помашите рукой встречающим. Пойдёмте в лабораторию, отнесём учёным метеориты для изучения.