Программа курса внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» (направление техническое). 2–4-е классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 2, 3, 4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном информационном обществе, когда компьютер используется уже практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Поэтому каждому кто, который хочет идти в ногу со временем, необходимо уметь пользоваться компьютером. Компьютер из роскоши превратился в средство необходимости.

В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни. Обучающиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы.

Однако с использованием компьютера возникает ряд проблем. Одной из наиболее значимой для учащихся школы – это использование компьютера лишь как источника развлечения. Все чаще родители жалуются на то, что не могут «оторвать» своих детей от компьютерных игр. Вероятно дело в том, что учащиеся просто не знают, как использовать компьютер во благо для своего развития. Именно поэтому дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 2-4 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Программа «Мой друг компьютер» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.

Педагогическая целесообразность изучения программы «Мой друг - компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Цель – сформировать первоначальные навыки работы с компьютером и информационной грамотности, приобретение навыков работы с мультимедийными источниками.

Задачи:

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
  • освоить работу с программным оборудованием персонального компьютера, программными средствами обработки текста, графики, звука, видеоизображений анимации для успешного решения учебных и творческих задач;
  • научиться способами организации, поиска, отбора, упорядочивания и преобразования информации;
  • научиться создавать проекты с использованием освоенных способов действий;
  • развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и творческие способности с помощью средств ИКТ при изучении различных учебных предметов и во внеучебной деятельности;
  • приобрести опыт применения информационных технологий в коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

Программа рассчитана на 30 часов (на три года обучения) для учащихся 2-4 классов:

  • 2 класс «Юный компьютерный художник» – 10 часов (1 раз в неделю);
  • 3 класс «Мастер презентации» - 10 часов (1 раз в неделю);
  • 4 класс «Юный информатик» - 10 часов (1 раз в неделю).

Концепция программы «Мой друг компьютер» ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников.

Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения информатике детей младшего школьного возраста. Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор Word; графический редактор Paint; PowerPoint; Publisher; электронные таблицы Excel.

На занятиях используются следующие формы и методы: групповые и индивидуальные занятия, парное обучение, демонстрация, объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный, беседы, творческие задания, проблемно-поисковые.

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
  3. Введение в тему урока через проблемную ситуацию (2 - 3 минуты)
  4. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10 мин)
  5. Физкультминутка (1-3 мин)
  6. Самостоятельная работа за компьютером (20 минут)
  7. «Экскурсия в мастерскую художника» (5 - 10 минут)

Закончив работу, учащиеся рассматривают и анализируют работы друг друга. Авторы отвечают на вопросы зрителей, а зрители оценивают работу автора (критерии оценивания работ заложены в самой теме (проблеме урока). На этом же этапе организуется рефлексия.

При взаимном анализе работ важно учить акцентировать внимание детей на положительных моментах («мне очень понравилось…», «а я не догадался так сделать…»), а на недочеты указывать в форме пожеланий, рекомендаций («я бы сделал иначе…», «я бы рекомендовал тебе воспользовался распылителем, тогда листочки бы ожили…»).

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации данной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

«Юный компьютерный художник» 2 класс

Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия «рисование». С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).

Задачи:

  • Эстетическое воспитание учащихся.
  • Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
  • Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Содержание

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете. Компьютер и его устройства (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Знакомство с компьютером и его основными устройствами. Программы.

Графический редактор Paint (9 часов)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

«Мастер презентаций» 3 класс

В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации. Презентация – это представление готового продукта.

А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление осмотрительной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.

Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах

Задачи:

  • Помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
  • Помощь в преодолении боязни работы с техникой в том числе решение элементарных технических вопросов;
  • Изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
  • Помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
  • Начальное формирование навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint;
  • Начальное формирование навыков работы на компьютере в текстовом редакторе Word;
  • Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
  • Начальное формирование работы в сети Internet
  • Творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
  • Обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену

Содержание:

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете. Компьютер и его устройства (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Тексторый редактор Word (2 часа)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.

Редактор PowerPoint (7 часов)

Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации.

«Юный информатик» 4 класс

Цели: воспитать творческую личность, умеющую общаться, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности.

Задачи:

  • научиться каждому работе на компьютере, уметь правильно набирать текст;
  • уметь корректировать и редактировать тексты;
  • распределять материал;
  • повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;
  • научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое;
  • уметь анализировать и делать выводы.

Содержание:

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете. Компьютер и его устройства (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Знакомство с компьютером и его основными устройствами.

Тексторый редактор Word (1 час)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.

Редактор Power Point (1 час)

Знакомство с редактором PowerPoint, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации.

Программа Excel (4 часа)

Знакомство с программой Excel. Арифметические действия в программе Excel. Построение графиков и диаграмм в Excel.

Программа Publisher (3 часа)

Знакомство и работа с программой создания публикаций Publisher. Интерфейс Microsoft Office Publisher. Ввод текста. Установка параметров Publisher. Вставка графических объектов. Работа с несколькими объектами. Перекрашивание и обрезка объектов. Типы публикаций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

После изучения всего курса учащиеся

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и работу графического редактора Paint;
  • возможности текстового редактора Word;
  • назначение и работу программы PowerPoint;
  • назначение и возможности электронных таблиц Excel;
  • назначение и работу программы Publisher.

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • набирать информацию на русском регистре;
  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами Word, Paint, Excel, Power, Point Publisher;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Подтверждением результативности внедрения курса является участие учащихся в конкурсах и проектах различных уровней.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • принтер,
  • сканер,
  • аккустические колонки,
  • персональный компьютер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебники по информатике для 5-6 классов автора Л.Л.Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  2. Методические пособия к учебникам по информатике для 5-6 классов автора Л.Л.Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум / Л.А.Залогова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. - 245 с.
  4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Учебное пособие / Л.А.Залогова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. - 212 с.
  5. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ» (Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса.

Интернет-ресурсы

  1. www.urok.1sept.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков»
  2. www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет»
  3. www.metod-kopilka.ru - Методическая копилка учителя информатики.
  4. http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.
  5. http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей. Каталог детских рисунков.
  6. http://www.solnet.ee – детский портал «Солнышко».
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)