Проверочная работа для диагностики читательской грамотности. 3-й класс, 2-й вариант

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: читательская грамотность


Проверочная работа для диагностики читательской грамотности. 3-й класс, 2-й вариант

ФИ ученика (цы) ___________________ класс______

Выполняя задания, либо обведите номер верного ответа, либо запишите ответ в указанном месте.

Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова в Москве считается одним из крупнейших естественно-исторических музеев в мире.

Впервые музей открылся в 1937 году, но его история, в частности, восходит к основанной в 1716 г. Петром I Кунсткамере, в которую поступали диковинные находки фрагментов скелетов древних животных. Экспозиция Музея посвящена эволюции органического мира Земли.

В шести залах выставлены коллекции остатков вымерших организмов, скелеты динозавров, древнейших птиц, млекопитающих. Почти все экспонаты в музее подлинные или восстановленные, более 5 тысяч экспонатов, которые отражают разные этапы развития органического мира нашей планеты от самых древних до практически современных.

В музее проводятся тематические экскурсии для дошкольников и школьников разных классов, работает палеокружок. А во дворике музея находятся скульптуры динозавров в натуральную величину.

Богатое и разнообразное оформление интерьеров Музея способствует ощущению осязаемого соприкосновения с тайнами минувших эпох. Здесь представлены монументальные и графические произведения лучших художников-анималистов г. Москвы.

Таблица 1. Стоимость билетов в музей

Виды билетов и стоимость одного билета

Льготная стоимость

Полная стоимость

200 руб.

400 руб.

Режим работы: Выходные дни: понедельник и вторник.

Рабочие дни: со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00 (вход в Музей до 17:15). Дни бесплатного посещения для школьников один раз в месяц, каждый третий четверг. Проезд до станции метро «Теплый Стан».

Это интересно. В годы Великой Отечественной войны Музей был закрыт, а значительная часть его коллекций отправлена в Алма-Ату. Сразу после возвращения из эвакуации, сотрудники приступили к восстановлению экспозиции. В 1944 г. Музей вновь распахнул свои двери для широкой публики. Тогда же Институт возглавил Ю.А.Орлов. Академик Ю.А.Орлов был убежден, что Музею нужен свой просторный дом, где его уникальные собрания будут представлены в полной мере и станут доступны для изучения широкому кругу образованных людей, в первую очередь, школьникам и студентам.

Экскурсии для учащиеся третьих классов

Зал 1. Вводный

Экспозиция вводного зала дает общее представление о палеонтологии, ее истории, месте среди других наук, основных разделах, направлениях исследований и практическом значении.

Зал 4. Поздний палеозой – начало мезозоя, древнейшие позвоночные животные

Экспозиция зала посвящена эволюции позвоночных животных и образуемых ими сообществ в Восточной Европе и соседних регионах. В этой части зала также находятся экспонаты, показывающие характер захоронения представителей водной фауны – плиты с остатками рыб и амфибий.

Зал 5. Мезозой, динозавры и их современники

Главная архитектурная особенность предпоследнего зала заключается в расположении экспозиции на двух уровнях. Обширный проем превращает часть площади зала в балкон, что позволяет установить внизу скелеты крупных рептилий и расширить возможности их обзора.

1. Прочитайте формулировки поисковых запросов в сети Интернет. Выберите ту, пройдя по которой Вы обязательно узнаете о местонахождении музея.
1) Кружки в музее Палеонтологии;
2) Музей Палеонтологии: адрес, фото, информация.
3) Музей Палеонтологии: цены на билеты, расписание;
4) История музея Палеонтологии;

Ответ: _____________________.

2. В каком году был основан Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова?

Ответ: _____________________.

3. Каким словом можно заменить выделенное в словосочетании слово: «…диковинные находки»?
1) красивые;
2) большие;
3) редкие;
4) разные.

Ответ: _____________________.

4. Семья Сидоровых из пяти человек: мама, папа, Егор - мальчик - 10 лет, Даша - 18 лет и Ванечка - 6 лет, запланировали в выходные посетить музей. Хватит ли семье 1500 рублей на посещение музея?

Ответ: _____________________.

Поясните свой ответ: _________________________

5. Рассмотрите схему метро и выполните задание.

Семья Сидоровых живёт рядом со станцией метро «Боровицкая».

Сколько пересадок в метро должна сделать семья, чтобы попасть в музей?

Ответ: _____________________.

6. После посещения музея Егор рассказал одноклассникам об экспозициях музея. Ребята посетили музей всем классом.

После посещения он провёл опрос среди своих одноклассников: какая экспозиция понравилась ученикам его класса больше всего. Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты опроса «Какая экспозиция понравилась тебе больше всего?»

Название экспозиций (варианты ответов)

Количество ребят, которые
выбрали эту экспозицию

Экспозиция вводного зала.

7 человек

Древнейшие позвоночные животные.

9 человек

Динозавры и их современники.

11 человек

На основе полученных данных была построена диаграмма. Отметьте знаком ту диаграмму, которая соответствует результатам опроса.




7. Установите соответствие между экскурсией музея и тем, что на ней могут узнать учащиеся: для каждой позиции из первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

Название экскурсий

Действия учащихся

А) Экспозиция вводного зала.

1.Ученики смогут увидеть настоящий размер динозавров, узнают, что рядом с динозаврами обитали многие другие группы наземных позвоночных животных

Б) Древнейшие позвоночные животные.

2. Ребята узнают, что изучает такая наука, как палеонтология.

В) Динозавры и их современники.

3. Дети узнают, как появились первые быстроходные хищники – текодонты, предки динозавров и крокодилов.

Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

8. Запишите название города, в который во время войны была вывезена значительная часть коллекции музея.

Ответ: _____________________.

Прочитай текст и выполни задания 9-16.

СОВА.

Сова некрупная птица, в средние века была такой же страшной и ненавистной, как и кошка. Случается, и сейчас сову называют лесной кошкой, пернатой кошкой. Натуралисты объясняют это название некоторым сходством в образе жизни обоих животных: они ночные, двигаются бесшумно, питаются главным образом грызунами. И у совы, и у кошки зрачки сужаются на свету и расширяются в темноте. Наука объясняет бесшумный полёт птицы. Её не услышишь, даже если она пролетит над самым ухом. Мягкое, пушистое оперение гасит любой звук, возникающий в воздухе. А бесшумный полёт совам необходим: ведь их добыча - такие осторожные и чуткие зверьки, как мыши. Но одного бесшумного полёта, оказывается, мало: необходимо уметь «слушать» добычу. Бежит мышка ни одна травинка не шелохнётся. Как тут узнаешь в тёмном лесу, да ещё в траве, где она? А сова узнает. Узнает благодаря своему тончайшему слуху. Сова охотится и зимой, когда мыши находятся под снегом. Снег заглушает и без того почти бесшумное движение грызунов. И тем не менее сова слышит их!

Теперь о том, что крик совы предвещает несчастье. Конечно, не всегда сбывалась эта примета, но нередко сбывалась: мыши забирались в амбары и уничтожали там зерно или производили опустошения на полях. Может ли быть большая беда для крестьянина? А всё они, совы! Чем больше кричат, тем больший ущерб обнаруживали потом на полях и в амбарах. Уловив такую связь, люди не замечали лишь одного: последовательности. Заглянет человек в амбар, увидит опустошение, которое произвели мыши, и вспомнит дурной голос совы. Ясно: она накликала беду. И невдомёк ему, что мыши пришли в сарай гораздо раньше совы, но делали своё дело тихонько, а сова громогласно заявила о своём прилёте, заявила о том, что прилетела спасать амбары и поля от грызунов. И спасает! Сейчас совершенно точно известно, какую пользу приносят совы. Каждая из них за год уничтожает приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба годовой рацион 8–10 человек! так успешно охотиться благодаря своему слуху и бесшумному полёту. (по Ю.Дмитриеву)

Подчеркни правильные ответы.

9. Автор хотел сказать своим текстом, что совы:

  1. своим криком могут накликать несчастье
  2. пугают своей страшной внешностью
  3. приносят пользу
  4. издают неприятные звуки

10. Совы хорошие охотники благодаря:

  1. бесшумному полёту
  2. ужасному голосу
  3. тончайшему слуху
  4. бесшумному полёту и острому слуху

11. Выбери верное утверждение о внешнем виде совы:

  1. сова бесшумно летает
  2. за год может съесть 1000 грызунов
  3. зрачки сужаются на свету и расширяются в темноте
  4. в средние века сов боялись

12. Найди утверждения, которые соответствуют содержанию прочитанного текста:

  1. на зиму совы улетают
  2. во время полёта совы не издают никаких звуков
  3. сова спасает в год тонну хлеба
  4. сова предпочитает дневную охоту

13. Почему рассказ имеет название «Сова»?

  1. мыши пришли в сарай гораздо раньше совы
  2. в рассказе говорится о такой птице, как сова
  3. наука объясняет бесшумный полёт птицы

14. Какие из утверждений верны?
А) Страшную внешность и ужасный голос сове придется простить.
В) Сова охотится и зимой, когда мыши находятся под снегом

1. только А
2. только Б
3. и А, и Б
4. ни А, ни Б

15. Что обозначает слово амбар?

  1. помещение в доме, служащее кладовой
  2. хозяйственное помещение для хранения продуктов
  3. строение для хранения зернового хлеба, муки

16. Допиши фразу.

Сову называют лесной кошкой, так как: __________________________________

С1. Как ты думаешь, за какие «особые заслуги» надо уважать сов?

__________________________________

Интернет-источники

  1. https://www.paleo.ru/museum/
  2. https://yandex.ru/metro/moscow?scheme_id=sc34974011